СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объёмную по содержанию информацию сложно.  Единственный выход - хорошее владение мнемическими приёмами и тренировка памяти. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения.»

Развитие образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения

Младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объёмную по содержанию информацию сложно. Единственный выход - хорошее владение мнемическими приёмами и тренировка памяти. Наиболее целесообразно развивать память на уроках литературного чтения, так как в младшем школьном возрасте восприятие окружающего мира продолжает быть эмоциональным, чувственным, и живое слово будет способствовать наилучшему усвоению мнемических приёмов.
Существуют следующие способы развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения:
I. Запоминания прозаических текстов:
а) планирование:
1. Текст должен быть ясно осмыслен.
2. Подели текст на части и назови каждую часть.
3. Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)
4. Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.
5. Перескажи текст.
б) сжатый пересказ:
1. Внимательно прочитай текст и раскрой смысл названия текста.
2. Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.
3. Замени прямую речь и диалог косвенной речью.
4. Продумай последовательность текста.
в) "Кинокамера":
1. Вообрази себя кинокамерой, снимающей на плёнку всё в виде зрительных образов. Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.
2.Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.
3. Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.
4. Следи за последовательностью мысленных "картинок" и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.
5. Попытайся просмотреть мысленно сложившееся "кино" и перескажи текст.
г) "Суммирование":
1. Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).
2. Перескажи текст своими словами.
3. Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста(или составь его самостоятельно).
4. Объедини отдельные части текста в единое целое.
д) "Просмотр":
1. Быстро прочитай текст.
2. Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.
3. Пометь карандашом основные мысли.
4. Перескажи текст своими словами.
5. Просмотри текст повторно.
е) "Что? Где? Когда?":
1. Определи количество героев или участников событий в тексте.
2. Ответь на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?
3. Перескажи текст.
ж) "ОВОД":
1. Основные мысли ( выпиши основные мысли).
2. Внимательное чтение (прочитай текст внимательно, но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).
3. Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если возникли вопросы в процессе чтения - ответь на них.
4. Доводка. Вспомни всё самое существенное и расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно.
II. Запоминания стихотворений:
а) повторение:
1. Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 минут вновь повтори её 2-3 раза
2. Если стихотворение большое - заучи примерно половину, а потом - всё остальное.
3. Если стихотворение маленькое (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.
б) картинный план;
в) "Фотоаппарат"
1. Прочитай стихотворение.
2. Переводи текст в мысленные "иллюстрации" (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.
3. Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.
4. Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.
5. Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.
6. Расскажи кому-нибудь о стихотворении.
7. Расскажи само стихотворение вслух.
Примеры упражнений на развитие образной памяти:
а) Упражнение "Мысленные образы и эмоции".
- Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку:
Собака, виляющая хвостом.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

- Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы.
б) Упражнение "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".
Упражнение проводится в два этапа. Так как детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на первом этапе необходимо использовать графическое изображение понятия.
- Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок:
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик – трус
Весёлая игра Капризный ребёнок
Дерево Хорошая погода

Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Второй этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Развитию образной памяти способствуют и такие задания:
а) Прочитайте стихотворение А. Плещеева "В бурю". Представьте, что вы находитесь в той комнате вместе с матерью, которая над колыбелью поёт ребёнку песню. Какой вы представляете маму, комнату, погоду за окном?
Разделитесь по 2 человека и сделайте книжку раскладушку (книжка должна состоять из 10 картинок, по одной к каждой строфе).
Выучите стихотворение, пользуясь способом "Фотоаппарат".
б) Пересказ, используя способ запоминания "Что? Где? Когда?"
- Выпишите имена всех героев сказки (рассказа) и ответьте на вопросы:
Кто делает?
Что?
Когда?
Почему?
Где?
Как?
- Перескажите.
в) Выставьте нарисованные картинки к стихотворению по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации.
На уроках обучения грамоте необходимо использовать специальные упражнения, способствующие запоминанию букв:
- задания на восстановление буквы или букв по данным элементам;
- задания на вычленение букв из других букв или рисунков;
- выкладывание букв пластилином на бумажной основе, конструирование букв из картонных элементов, из проволоки;
- укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки);
- работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке. Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам, затем и по столбцам;
- привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, квартиры;
- использование игр "Умный телефон", "Азбука" и другие;
- диктанты букв или слогов.
Развитие памяти младших школьников на уроках литературного чтения будет успешно, если учитель учитывает возрастные особенности процесса памяти у младших школьников и систематически использует специальные упражнения и задания на развитие образной памяти.

Литература

1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М. 1967.
2. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М. 1988.
3. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М. 1967.
4. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М. 1993.
5. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. – руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург 2000.
6. Розов А.И. Память. – М. 1970.