СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете.

Познавательно-творческая активность детей предполагает собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и  творческого развития личсности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством.»

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством.

Познавательная активность предполагает:

-формирование познавательных интересов

-развитие самостоятельности

-привитие умения учиться

-воспитание инициативности, творчества (1 слайд)

Познавательный интерес–

избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.



Познавательно-творческая активность детей предопределяет собой успех учебно-воспитательного процесса, обусловливает уровень умственного и творческого развития личности ребенка.

Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют занятия изобразительным искусством. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию).

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, а главное активизирует творческую деятельность ребенка.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Л.С.Выгодский, исследуя проявления различных видов творчества у детей, писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития…».

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой ребенок.

Но,  у детей  с ОВЗ ограниченное жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается творческая деятельность, где требуется смелость, фантазия. Поэтому целью занятий изобразительной деятельностью с такими детьми является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности.

Именно в этой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте.

Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии, так как оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность, дети получают опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно сказывается на развитии личности в целом.

Для активизации познавательной деятельности и творческих способностей необходимо использовать на занятиях ИЗО следующие педагогические технологии:

- систему учебно - творческих заданий, используя личностно ориентированный подход к учащимся.

-игровые, информационно-коммуникативные и др. технологии

-систему межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность занятий изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Для развития познавательно-творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности использую :

  • Нетрадиционные техники рисования

  • Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством

  • Многообразие видов деятельности и форм работы с детьми



1 нетрадиционные техники рисования. (Предполагают использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.)

(К ним относится монотипия, кляксография, рисование ладошкой, пальчиками , ниткография, рисование по трафарету, рисование губкой, ватными палочками, оттиск, и множество других)

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования дают разнообразие материалов и техник рисования, дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Не обладая достаточными навыками, дети обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками в традиционных техниках и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ с использованием различных материалов, нетрадиционных техник учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными.

2 Занятия, посвященные народному декоративно-прикладному искусству ( знакомство с народной игрушкой – матрешкой, дымковской., филимоновской игрушкой.) Знакомство с народной декоративной росписью (городецкая роспись, хохломская, жостовская, гжель и др.)

Народное декоративное искусство, обладающее специфическими, художественно - образными средствами воздействия на личность имеет огромный воспитатель­ный, образовательный и развивающий потенциал. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. К тому же занятия декоративно-прикладным искусством это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют полноценному и разностороннему воспитанию, на них обучающиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории родного края.

Так же, проходят занятия, посвященные хакасским народным традициям. (По декоративному рисованию-знакомство с хакасским орнаментом, и выполняем иллюстрации хакасских легенд и сказок)

Включение в программу национально - регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, способствует внедрению исследовательского метода обучения.

3 Многообразие видов деятельности на своих занятиях я стараюсь использовать разнообразные виды деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире, экскурсии, виртуальные экскурсии, участие в выставках и конкурсах и т.д.) и форм работы с детьми (индивидуальная, групповая, фронтальная)

Использование разнообразных форм работы и различных видов деятельности позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении занятий, стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.