Самообразование:
Тема:«Формированию сенсорных эталонов с помощью развивающих игр
В.В. Воскобовича»
Составила:
Антипина Елена Фёдоровна
2023-2024г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Введение
Программа дошкольного воспитания младшего дошкольного возраста в детском саду на первое по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь педагогам и, на мой взгляд, наиболее положительного эффекта можно достичь, применяя в работе развивающие игры В.В. Воскобовича, входящие в игровую технологию «Сказочные лабиринты игры».
Развивающие игры В. Воскобовича «Фиолетовый лес» очень интересны для детей, разнообразны по содержанию, включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности движений.
По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или на вертикальной стене – коврографе. Фиолетовый Лес представляет сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Принципы, заложенные в основу этих игр, интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Задачи:
1. Формирование сенсорных эталонов с помощью игр Восокобовича «Фиолетовый лес».
2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет с помощью игрВоскобовича в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разных героях и основных приемах игры с ними.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста с помощью игрВ.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для игр и правильно подбирать их.
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | «Новые сказки Фиолетового леса» | Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями | Рассматривание элементов «Фиолетового леса» | «Продолжаем знакомиться с Фиолетовым лесом!» Семейная гостинная | Изготовление героев «Фиолетового леса» |
Октябрь | «Знакомство с новыми героями и эталонными фигурами» | Знакомить детей с героями Фиолетового леса. Развивать умение группировать по форме. | Игровая ситуация «Поможем героям собрать геометрические фигуры». Разучивание считалки «» | Памятка «Формирование геометрических представлений у детей младшего возраста | Картотека «Считалки Фиолетового леса» |
Ноябрь | Поиграем с «Чудо-сотами» и «Чудо-крестиками» | Развивать фантазию, инициативу. Учить детей пользоваться красками аккуратно | Рисование «Чудо!» | Помощь в оформление выставки «Чудо!» | Пополнение элементов Фиолетового леса |
Декабрь | «Шнур – затейник! | Развивать мышление, внимание, воображение, мелкую моторику, зрительное восприятие. | Совместная игра «Шнур-Малыш» | «Новый год-это чудо!» Родительское собрание | Папка-передвижка «В шнур-малыш играем, речь развиваем» |
Январь | «Зимние забавы в Фиолетовом лесу» | Формировать представление о сезонных изменениях в природе. | Рассказывание сказки «Зима в Фиолетовом лесу» | Оказание помощи в изготовление атрибутов в РППС Фиолетовый лес | Пополнение атрибутов в Фиолетовый лес |
Февраль | «Цветные квадраты» | Упражняться в различии и назывании цветов и формы. | Дидактическая игра «Цветные квадраты» | «Спортивная семья в Фиолетовом лесу» Спортивное развлечение | Памятка- брошюра для родителей «Здоровый ребенок каждый день» |
Март | «Книжки в нашем доме вместе с фонариком» | Учить правильно играть с фонариками и составлять образы различных сказок. | Обыгрывание ситуации с помощью фонариков. | Консультация «Книжки в нашем доме вместе с фонариком» | Оформление выставки книжек. |
Апрель | «Мир космоса вместе с восьмёркой» | Продолжать знакомить детей с волшебной восьмёркой. Учить создавать образы (космоса). | Игры в Фиолетовом лесу с волшебной восьмёркой. | Конкурс творческих работ | Оформление выставки «Мир космоса вместе с восьмёркой» |
Май | «По дороге добра» | Формировать сенсорные эталоны с помощью Р.С. «Фиолетового леса» | НОД «По дороге добра» | «Наши итоги» Родительское собрание | Оформление фотовыставки «Я расту вместе с Фиолетовом лесом» |
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшегодошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интелектуальный
проект «Сказки Фиолетового леса»
Сроки | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь (1 – 15) «Я и природа» | Вызвать интерес к новым играм и игровым персонажам. Развивать коммуникативные качества детей; Пополнить словарный запас детей новыми словами. | Экскурсия в лес. Рассказывание сказок о жителях Фиолетового леса. Сказка первая «Я и природа» | Совместный поход в лес. Ознакомление родителей с планом по проекту. | Фотосессия «В лесу». Персонажи «Фиолетового леса» |
Сентябрь (16-30) | Освоение пространственного расположения, развития внимания, памяти, воображения. Продолжать временные представления. Развивать в детях интерес к исследовательской деятельности. | Исследовательская деятельность «В гости к гномам» | Активное участие в сборе информации, оказание помощи ребёнку в подготовке презентации | Семь гномов, конструкторы лего, Фиолетовый лес |
Октябрь (1-15) | Формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. Воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Беседа о причине лесных пожаров. Чтение рассказов по теме «Пожары» | Консультация для родителей: «Как привить любовь к природе?» | Поделки, рисунки на экологическую тему. |
Октябрь (16-30) | Сформировать у детей навыки безопасного поведения в лесу. Учить складывать фигуру из квадрата по образцу, понимать и называть «верх», «низ» фигуры. Учиться описывать свою фигуру. | Рассматривание пожарной машины. Конструирование из «Машина тушит лес» | Выставка, фото-отчет «Тушем лес» | Игра «Квадрат Воскобовича» |
Ноябрь (1-15) «Волшебница вода» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении, используя структурно-логическую схему. Повышать речевую активность детей. | Сказка вторая «История одной капли» | Подбор информации о значении воды в природе. | Игра «Геовизор» |
Ноябрь (16-30) | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, теплой, может нагревать другие вещества; может менять окраску; не имеет запах). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. Продолжать знакомить детей с играми В.В. Воскобовича. Вызвать у детей интерес к предложенной сказке. Познакомить детей с новой игрой. Помочь освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу. Учить объединять фигуры по форме. | Беседа «Об озере Айс и о нетающей льдинке». Опыт с водой. | Буклет «Вода – источник жизни» | Игра «Прозрачный квадрат» |
Декабрь (1-15) «Воздух Невидимка» | Повышать познавательную активность детей через экспериментирование. Совершенствовать умения сравнивать сказку. | Сказка третья «Путешествие НезримкиВсюсь» | Помощь в проведении опыта дома. «Надуй-сдуй» | Фиолетовый лес. Сказочные образы, разноцветные квадраты, чудо-соты. |
Декабрь (16-31) «Поможем пернатым» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Учить передавать форму кормушки с использованием чудо- конструктора. | Беседа о зимующих птицах, отгадывание загадок «Птицы». Просмотр мультфильма «Зимующие птицы» | Конкурс на самую оригинальную кормушку. | Выставка детских работ «Чудо-кормушки» |
Январь (1-15) «Камень, песок, глина» | Расширять знания детей о свойствах и качествах природных ископаемых, уметь их сравнивать. Развивать интерес и желание преобразовывать из различных игр В.В. Воскобовича «Волшебные камни» | Сказка четвертая «Коллекция Паучка Чок-Чока». Опыт с камнями, глиной, песком. | Рекомендации для родителей по материалу «Опыты дома» | Фиолетовый лес. Сказочные образы: Малыш Гео, Пчелка Жужа, Мишик. |
Январь (16-30) | Систематизировать знания детей о структуре камней, песка, глины. Развивать творческое воображения с использованием «Чудо-крестики». | Рисование «Нарисуй алмаз» | Активное участие в оформлении выставки. | Выставкарисунков. Игра «Чудо-крестики» |
Февраль (1-15) | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Воспитывать любовь и заботу к животным. Развивать пространственного воображения, с использованием «Геовизора». Развивать внимание, мыслительные опрерации. | Дидактическая игра «Кто, где живет?», «Кто, что ест?». Рисование животных с помощью «Геовизора» | Изготовление книжки «Дикие животные леса» | Пополнение мини- музея иллюстрациями с изображением диких животных. |
Февраль (16-29) | Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Создать условия для формировнаия у детей знаний об особенностях и красоте поселка. | Беседа о зиме. Чтение сказки «Зимовье зверей», «Нетающие льдинки». | Лепка снежных фигур совместно с родителями. | Игра «Прозрачный квадрат» |
Март (1-15) «Солнце» | Дать детям первоначальные, элементарные представления о строении Солнечной сиситемы. | Сказка пятая «Как НезримкаВсюсь друзьям помог». Игра «Догони свою тень» | Оказать помощь ребёнку в опыте «Волшебный лучик» | Фиолетовый лес. Персонажи. |
Март (16-31) «Почва – живая земля» | Закреплять знания о проявлениях ранней весны на почве. Дать детям представление, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой –океанами и морями. Кроме воды, есть материки –твердая земля – суша, где живут люди. | Сказка шестая «Как медвежонок Мишик пень искал» | Постер «Спасем Землю» | Фиолетовый лес. Персонажи: Медвежонок Мишик. д/и «Закончи предложения» |
Апрель (1-15) «Зеленый наряд Земли» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям. | Сказка седьмая «Как Гео за растениями ухаживал» | Беседа дома «Как я ухаживаю за цветами» | Д/игра «Цветы» |
Апрель (16-31) «Животные» | Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы). Закрепить знания детей о геометрических фигурах. | Сказка восьмая «Как Мишик с Барбосом познакомился. Конструирование «Будка для Барбоса» | Родительское собрание «Влияние игрВоскобовича в подготовке к школе» | Треузорчик, персонажи Фиолетового леса. |
Май (1-15) «Лес» | Учит детей устанавливать цепь питания. Совершенствовать навыки конструирования при работе с «Геовизором» по данному образцу, словесному указанию взрослого. Развивать умение читать схему, называть имена точек на схеме и соотносить их с «Геовизором». | Сказка девятая «Приключения елового семечка» | Анкетирование родителей «Как изменился ваш ребенок?» | Персонажи. Геовизор. |
Май (16-31) «Человек и природа» | Создать условие для формирование экологического сознания и экологической культуры. | Сказка десятая «Открытие Малыша Гео». Итоговый НОД «Мы спешим на помощь Малышу Гео» | Участие родителей | Оформление фотоколлаж «Путешествие по Фиолетовому лесу» |