- обобщить и систематизировать знания по теме «Язык и речь. Виды речевой деятельности»;
- закрепить теоретические знания о различиях языка и речи, видах речевой деятельности;
- отработать навыки умений определять тексты разных видов.
- развитие познавательных умений систематизировать учебный материал и применение его на практике;
- развитие аналитического мышления (анализировать, делать выводы и аргументировать свои ответы, применять имеющиеся знания на практике);
- развитие познавательного интереса к изучению учебной дисциплины.
- формирование уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
- развитие общих компетенций, нравственных, трудовых личностных качеств, необходимых в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.
ЭТАП | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | На прошлом уроке мы с вами говорили о языковых семьях, о праславянском языке и т. д., т. е. говорили о языке. А чем отличается язык от речи? | Выстраивают свои предположения насчет различения понятий «язык» и «речь» (в парах). |
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Прием «слепая» таблица. Предлагает студентам каждой пары составить «слепую» таблицу для другой пары на основе учебной информации в параграфе 2, с. 7 -10 учебника. | Студенты в парах составляют «слепую» таблицу на основе учебной информации на с. 7-10. |
3 этап. Выявление места и и причины затруднений |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Предлагает обменяться тетрадями и уже без учебника заполнить «слепую» таблицу. | 1) Обмениваются тетрадями. 2) Каждая группа, получившая «слепую» таблицу, заполняет ее без помощи учебника. |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднений |
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средства их реализации. | Предлагает выполнить упр. 7, 8, 9 в любой последовательности. | Выполняют упр. 7, 8, 9. |
5 этап. Реализация построенного проекта |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Выслушивает ответы каждой группы. | Выслушивают ответы. | |
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Предлагает подготовить мини-сообщение на лингвистическую тему: «Виды речевой деятельности» на основе упр. 10 на с. 10 | Учащиеся готовят мини-сообщение на лингвистическую тему «Виды речевой деятельности» на основе упр. 10. | |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Предлагает каждой группе выполнить упр. 11 самостоятельно и, опираясь на вопросы в задании 2 упр. 11, написать лингвистическое сочинение-рассуждение по одному из текстов. | 1) Знакомятся с инструкцией «Как писать сочинение-миниатюру». 2) Выполняют упр. 11, создают лингвистическое сочинение-рассуждение по одному из текстов. | |
8 этап. Включение в систему знаний и повторение |
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действия в систему знаний. | Задает вопрос: «Зачем нам необходимо различать язык и речь, виды речевой деятельности?» Предлагает составить небольшой текст на тему «Родина», произнести его вслух. | Обсуждают ответ на поставленный вопрос и озвучивают ответ. Составляют небольшой текст на тему «Родина» и произносят его вслух. | |
9 этап. Рефлексия учебной деятельности |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Предлагает написать телеграмму своему однокласснику об уроке (прием «Телеграмма»). Предлагает оценить свою работу на уроке. Предлагает домашнее задание (упражнение в учебнике на выбор). | Пишут телеграммы. Оценивают свою деятельность: составление «слепой» таблицы — 2 балла заполнение «слепой» таблицы — 1 балл мини-сообщение на тему: «Виды речевой деятельности» - 1 балл сочинение-рассуждение на лингвистическую тему — 3 балла составление текста на тему «Родина» - 3 балла итого: 10 баллов | |