Рефлексия на уроке английского языка.
Из опыта работы.
Лет 10-12 назад учителя, работающие в школе, не придавали значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Выставляли отметку ученику, комментируя её, а иногда и нет. Ученики либо оставались довольны, либо спрашивали: «Почему ?». И тогда учителю приходилось давать исчерпывающий ответ. Но с течением времени происходит осмысление, что ученик не просто должен получать знания, но осознавать цель учения, его необходимость, понимать, что каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлексия - обращение сознания субъекта на свое знание - делается самосознанием. «Самосознание»- это рефлексия, при которой предметом ее становится знание себя.
Словарь иностранных слов толкует этот термин как рассуждения о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания, самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Практически все учащиеся в состоянии оценить, что они делают, как делают, для чего они это делают и что необходимо, чтобы сделать лучше. Учителю же необходимо научить ученика это делать, иногда просто направив его, подтолкнув к правильным действиям, сформировав у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях.
Если ученик понимает для чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. Начиная с начала урока каждый этап урок может рефлексироваться и тогда к концу урока ученик и учитель будут видеть, что удалось, а что нет, что ученик усвоил, а что нет, что необходимо доработать, а что усвоено на достаточно высоком уровне.
Выбирая тот или иной вид рефлексии, в своей работе я учитываю цель занятия, содержание и сложность учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.
Вот некоторые приёмы рефлексивной деятельности, которые я провожу на своих урока. Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
1. My Success at the Lesson

Where are you now ?
I’m at the top because …..
I’m at the bottom because ….
2. Key Questions for Pupils :
What’s in it for me? WIIFM
Is this a puzzle I want to solve?
What do I already know? WDIAK
What do I need to know? WDINTK
What do I need to do to find out?
3. I am able to evaluate critically what I do. I:
review progress
ask ‘is this a good…?’ ‘is this what is needed?’
invite feedback and incorporate this as needed
put forward constructive comments, ideas, explanations and ways of doing things
make perceptive observations about originality and value.
4. Рефлексивная мишень
READING WRITING

LISTENING SPEAKING
5. Плюс-минус- интересно
| Плюс | Минус | Интересно |
 | | | |
6. Лесенка успеха


Excellent
Good



Satisfactory
7. Evaluate your communication skills.

I’m great at understanding others point of view. Well done!
I have no problem in accepting everyone with open arms.
I allow others to clearly articulate themselves before I answer.
I am effective at articulating myself clearly and logically.
I ask questions that are well prepared and thought out, digging deeper so that everyone in the room understands the proposed answer clearly. Well done!
I’m really good at reaching agreements and making sure everyone is onboard.
I strengthen other internal departments by building trusted working relationships.
When I present an argument, I seem to struggle with communicating the point of the argument.
I seem to struggle to put logical arguments forward.
I try research and fully understand the argument before jumping to conclusions.
When others talk, I try to actively listen and engage with them. This makes it easier for me to remember and complete my tasks.
I tend to cut people off before allowing them to fully speak their mind.
It’s ok to be silent and let others talk from time to time.
When others are trying to get their point of view across, I tend to misunderstand what point they are trying to make.
I try listening more attentively before coming to a conclusion.
8.
Pupil’s card Exercise I found most interesting_____________________________________________ most enjoyable______________________________________________ most difficult________________________________________________ most boring________________________________________________ What emotions do you feel? – I feel … Why? because I …… …. wasn’t bored ….worked hard …. didn’t relax ….answered properly was active, emotional fulfilled the task … get a good mark |
9. Evaluation Form
The three most important things we talked about today were:
A.
B.
C.
Here’s what I learned today…
A new idea for me was: …
I’m confused about: ….
Here’s what I don’t understand: ….
This is what this lesson meant to me: …
10. Begin the lesson with a three-column organizer: What I Know, What I Want to know, what I Learned. Have pupils fill in the first two columns in advance of
the lesson. Return to the last column as a summarizing strategy for the lesson.
What I Know | What I Want to know | What I Learned. |
| | |
| | |
| | |
| | |
11. Questions to the Teacher
Have pupils list 3 (or any number) of questions they would like to pursue in
relation to the focus of the lesson.
12. Think-Pair-Write
Pupils are given a topic/question related to the upcoming lesson, they brainstorm it with a partner, but then each student writes his/her own response.
Other practices to help evaluate the process of learning:
Open-ended questioning
Brainstorming – individual or group
Telling a partner
Think – pair – share activity
Picture it, draw it, model it – show me! E.g. whiteboards
Mindmapping – individual, group, whole class
Time limited goal e.g class list 20 things in x minutes
Какой приём выбрать, каждый учитель решает сам. Главное, чтобы учитель использовал их постоянно, чтобы учащиеся могли адаптироваться к такой работе.Все приёмы должны подбираться соответственно возрасту учащихся. Это творчество учителя. И это творчество поможет добиваться учителю лучших результатов и сделает процесс обучения более эффективным.