Рефлексия настроения и эмоционального состояния
В основе методик лежит самооценка настроения и эмоционального состояния учащегося.
Может использоваться в адаптационный период для учащихся 1-х классов, во 2-4 классах при проведении уроков рефлексии, работе над проектами, проведении исследований. Не отражают реализации цели урока, достижения планируемых результатов, деятельность ученика на уроке.
1-2 класс








«ПЕЙЗАЖ»
Ученикам предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«АССОЦИАЦИЯ»
Учащимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
3-4 класс
«КАКИЕ ЭМОЦИИ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ?»
Положительные Отрицательные
Удовлетворение Неудовлетворение
счастье скуку
радость печаль
успех колебания
гордость страх
Я чувствую... потому, что...
мне скучно (не скучно)
был активным, эмоциональным
полностью выполнил задание
получил хорошую отметку
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
«ПОДБОР АФОРИЗМА ПОСЛОВИЦЫ, СТИХОТВОРЕНИЯ К УРОКУ»
“БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ”
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
«ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ»
Необходимое оборудование.
«Дерево», цветные фигуры красного, жёлтого и зелёного цвета.
Порядок реализации метода.
Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево»; («дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось).

«КОМПЛИМЕНТ»
Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
• опишите ваше эмоциональное состояние;
• объясните причины положительного настроения;
• зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
• подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
• почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?
• каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?
«ОСТРОВА»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»:
о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.

«РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ»
Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:
• эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
• причины состояния;
• оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.
Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.