9
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым
I (городской) тур
Всеукраинского конкурса «Учитель года - 2012»
Номинация «Биология»
Открытый урок по биологии в 10 классе


Подготовила и провела
учитель I квалификационной категории,
учитель биологии и основ здоровья
УВК «школа-гимназия» № 25
г. Симферополя
Кузнецова Наталья Николаевна
Симферополь, 2011
Тема урока: Практическая работа № 5. Решение элементарных задач по трансляции.
Цель урока: закрепить умение решать элементарные задачи по трансляции, обобщить знания по биосинтезу белка, о строении и функциях нуклеиновых кислот, о свойствах генетического кода.
Формы и методы:
Фронтальная работа
Индивидуальная работа (самостоятельная)
Работа в парах
Методы, активизирующие мышление
Использование опорных схем
Наглядный метод обучения
Структура урока:
Организационный момент (2 мин.)
Мотивация изучения материала (1 мин.)
Целевая установка (2 мин.)
Актуализация опорных знаний через повторение(10 мин.)
Изучение нового материала
Постановка домашнего задания (1 мин.)
Подведение итогов урока (2 мин.)
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: модель молекулы ДНК, карточки для лото-светофор, презентация, видеофрагмент «Биосинтез белка», мультимедийная аппаратура.
На уроке используется технология личностно-ориентированного обучения и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной технологии.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Наталья Николаевна. Я рада провести с вами урок биологии. Проверьте готовность к уроку: на партах должны быть учебник биологии, тетрадь, дневник, ручки.
Мотивация изучения материала. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, во всем этом разнообразии живых организмов можно выделить то общее, что их объединяет? (Объединяет их генетический код, который одинаков для всех живущих на Земле организмов)
Целевая установка. Сегодня на уроке мы продолжим закреплять знания о строении и функциях нуклеиновых кислот, о биосинтезе белка и свойствах генетического кода. Это нам необходимо для формирования умения решать задачи по трансляции в ходе выполнения практической работы № 5, за которую каждый ученик получит оценку за урок
Актуализация опорных знаний через повторение.
А) Центральное место в молекулярной биологии занимают молекулы ДНК и РНК. Перед вами модель молекулы ДНК. Расскажите о ее структуре. (Работа с моделью ДНК)
Б) Блиц-опрос. Ребята, придумайте и задайте вопросы своим одноклассникам по строению и функциям нуклеиновых кислот, по биосинтезу белка. Во время ответов, будьте внимательны, вы можете «Поймать ошибку», за что получите бонус-балл к оценке за урок.
В) Фронтальная работа «Лото-светофор»
У вас на столах карточки лото для 1 и 2 варианта. В своих тетрадях запишите номер варианта. На слайде вы видите определения, на карточке – термин. Ваша задача, найти и закрыть нужный термин сигнальным стикером соответствующего цвета – красным, желтым или зеленым – тем, что указан на слайде.
Проверьте правильные ответы. За каждое совпадение поставьте себе 0,5 балла. Максимальная сумма баллов – 4,5 б.
Какие термины вызвали у вас затруднения? У кого 4,5 б?
Г) Индивидуальная работа.
Проверьте ответы: ДНК 1, 3, 6, 7
РНК 2, 4, 5, 8
За каждое совпадение поставьте себе 0,5 балла. Максимальная сумма баллов – 2 б. Что вызвало у вас затруднение? У кого 2 балла? У кого 0,5 баллов?
Г) Комментируемы просмотр видеоролика «Биосинтез белка»
Изучение нового материала.
Для того, чтобы решать задачи по трансляции, нам нужно вспомнить принцип комплементарности. В чем он заключается?
В каких процессах он используется?
Итак, начинаем разбирать первый тип задач по трансляции
Ученик у доски показывает как работать с таблицей генетического кода.
1 вариант проговаривает второму варианту, как, пользуясь таблицей генетического кода узнать, какой триплет иРНК кодирует аминокислоту валин. 2 вариант объясняет первому варианту как, пользуясь таблицей генетического кода узнать, какой триплет иРНК кодирует аминокислоту аланин. (Работа в парах.) А теперь закрепляем, самостоятельно выполняя в тетради следующее задание.


Какие свойства генетического кода мы использовали при решении задач?










6) Запишите домашнее задание

7) Вы сегодня отлично поработали, и закончить наш урок я хочу следующими любопытными фактами.

Скажите, какова цель нашего урока? Достигнута ли она?
Поднимите руки, кто доволен своей активностью на уроке.
Кто испытал трудности при решении задач по трансляции?
Я прошу дежурных собрать тетради.
Мне было приятно работать с вами, урок окончен, спасибо за внимание. До свидания.