Тема урока: РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ .
Цель: возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным , к стране;
учить детей дорожить своими близкими, своей семьёй, страной: выражать им благодарность, относиться с уважением;
подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
улучшение взаимоотношений в семье;
дать детям опыт нравственного переживания на основе художественных произведений;
ознакомить учащихся с основами интеллектуальной компетентности;
формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы.
В ходе урока у детей предполагается сформировать следующие универсальные учебные действия:
Личностные
Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам.
Воспитание благодарности родителям.
Развитие уважения к старшему в роду
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как член своей семьи и гражданин России.
Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.
Познавательные
Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Установление причинно-следственных связей.
Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.
Регулятивные
Принятие и сохранение учебной задачи . умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Итоговый пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные
Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Ход урока.
Работа с понятиями род и семья.( *показ презентации к уроку происходит по мере возникновения основных понятий.)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Позитивный настрой учащихся на урок. Сообщение целей и задач урока. | Настраиваются на урок. |
Беседа с уч-ся | О чем пойдет речь сегодня на уроке? (чтение стихотворения учителем).Фото- коллаж на доске. Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером. Беседа с учащимися по вопросам: -Как вы понимаете значение слова «семья»? -Как образовано это слово? -Что такое род? -Существует ли сегодня понятие рода? | Отвечают на вопросы учителя, составляют фото-коллаж на доске на тему : «Моя семья». |
Создание образа семьи. | Учитель показывает рисунок горящей свечи и спрашивает.- Что вы видите на рисунке? С кем или с чем можно олицетворить (сравнить) свечу? (С человеком).Воск …(тело )Фитиль-…(душа) Огонь-…(оживотворяет свечу)
Свеча возгорелась духом –очаг. С чем можно ещё сравнить огонь, очаг?(Дом, наполненный любовью, уважением. Любовь -животворящая сила семьи, дома, человека).
| Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки- сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков формируется полянка класса на доске. |
Чтение стихов детьми о семье.
| *показ презентации к уроку происходит по мере возникновения основных понятий. | Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге, забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! |
Сообщение темы урока. | Какова же тема урока? | «Род и семья- исток нравственных отношений»
|
Работа с понятиями род и семья. | Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род»). Это слово можно заменить ещё одним словом «династия». (Слова «род» и «семья» разместить на доске.) В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем –то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение, его гордость. | а)Работа по учебнику Чтение темы урока и названия важных терминов. б)Работа в тетрадях. Запись понятий род. Семья. |
Работа со сказкой | Чтение сказки В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе». «Человек пошёл на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пришёл на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок. –Человек,- не утерпела Стрекоза ,-что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нём цветы, поливаешь траву? -Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. Это его могила. –А что такое Отец? -опять спрашивает Стрекоза. –Что такое могила? Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить: -Человек, скажи мне, что надо сделать чтобы понять всё, о чём ты говоришь? -Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек стрекозе. | Дети слушают сказку. |
Анализ сказки | Понравилась вам сказка? Какие выводы сделали из сказки? Только люди знают своих родственников, помнят их. Род состоит из поколений. Кто знает, как называются старшие поколения? А младшие? ( На доске появляются слова « предки»,«потомки».) Назовите родственников, которых вы знаете?
| Учащиеся делятся впечатлениями. Делают выводы относительно сказки. Называют старшие поколения, а также родственников, которых знают. |
IV. Работа в группах (парами). Используется интерактивная доска. | Прабабушка Папин или мамин брат Бабушка Сын твоей тёти или дяди Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки Дядя Дедушка твоего отца или мамы Тётя Мама твоей мамы или папы Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы Прадедушка Мамина или папина сестра Племянник Сын твоей сестры или брата Племянница Дочь твоей сестры или брата Отчим Муж твоей мамы Мачеха Жена твоего папы | Дети карандашиком должны соединить нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на доску. |
Формирование понятия «поколение». | Кто помогает вам их сформировать?
А кто у ваших родителей формировал ценности? Как называют людей, родившихся и живущих в одно время? | родители, бабушки дедушки,… Их родители… Поколение. |
Знакомство с семейными заповедями. | Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? Как вы понимаете значение слов -слушаться родителей? Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим .Но почему же так трудно слушаться , ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи. Всё равно подчиняться сложно. Что же нам мешает? Как с ним бороться? А какие заповеди должны жить в семье? | -Помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших , не ссориться, помогать по хозяйству. -Слышать их, выполнять их поручения просьбы. -У своих родителей. -Упрямство, своеволие. -Сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные – заповеди. -Почитай отца ,мать -Возлюби ближнего своего, как самого себя -Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе -Не огорчай никого |
Формулировка вывода | Настоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.
| |
V. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ Л.ЛЕЩЕНКО, «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ».) | О доме, о семье, много написано рассказов, повестей стихов , а мы послушаем песню. Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни? Понравилась она вам? | Ответы детей. |
VI.Сообщение учителя. Забота государства о людях. | Нельзя не сказать о том, что есть достаточно много людей, которые по какой либо причине лишаются родительского дома семьи, родных. Становятся жертвами судьбы. В таком случае заботу на свои плечи берёт наше государство , страна-Россия! Какими бы мы ни были, счастливыми иль страдающими мы -её дети и она нам мать. Именно она- страна, наше правительство, руководство- заботятся о нашем благополучии и мы у неё остаёмся в долгу. Например, в сёла и деревеньки отдалённых районов пришло голубое топливо – газ. Повернул фитилёк, включил котёл и дома тепло. У пап появилось свободное время. Под землёй проложен водопровод. Благодаря ему, в доме есть у многих вода. Не нужно бежать в колодец, особенно в мороз или дождь. Родители сами сделали домашние сливы, чтобы подключить удобства, как в городской квартире, поставили стиральные машины и душевые кабины. Жизнь сельского и деревенского человека сейчас мало чем различается. Для ветеранов войны, вдов выделили деньги на замену ветхого жилья. Школам дали для подвоза детей новенькие автобусы. Несколько лет уже дают материнский капитал при рождении в семье двух и более детей. | |
VII. Рефлексия. Составление синквейна. |
Составьте синквейн на тему «Семья». | Составляют синквейн в каждой группе. Примерные работы: Семья добрая, заботливая защищает, учит, кормит, поддерживает в трудную минуту. Семья щедрая, сильная, согревает, помогает, утешает. Человек без семьи, что птица без гнезда. |
VIII.Составление модели «Ценности» | Что нас объединяет? Семья для нас едина, а мы с вами частицы нашей семьи. Давайте нарисуем себя. | Одна семья, одна земля, один язык,….  
Рисуют круг. |
| Когда каждый из нас появился на свет. Кто был всегда с нами? Рисуем второй круг – семья. | М семья ама, папа, бабушки и дедушки, …. семья |
| Что они нам дают, без чего нельзя жить и развиваться? Обсудите в группах. | Любовь, доброту, заботу, радость, дом, тепло,… |
IX. Домашнее задание. | -Придумайте и изобразите герб своей семьи. -Составить генеалогическое древо своей семьи. | |
Литература:
Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учеб. для образоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
В.А. Сухомлинский «Сказка о человеке и стрекозе».
Электронные ресурсы:
1.Загадочная Россия.- познавательные загадки, шарады, игры. http://zanimatika.narod.ru
Пословицы www.krupenichka.ru
2. «Детские презентации» -Детская презентация «С чего начинается Родина». Автор И.Н.Коровина http://viki.rdf.ru
3.Презентация в формате Power Point
Беседа с учащимися по вопросам:
Как вы понимаете значение слова «семья»?
Как образовано это слово?
Что такое род?
Существует ли сегодня понятие рода?
Создание образа семьи. (Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков формируется полянка класса на доске).
Учитель показывает рисунок горящей свечи и спрашивает.- Что вы видите на рисунке? С кем или с чем можно олицетворить (сравнить) свечу? (С человеком).Воск …(тело )Фитиль-…(душа) Огонь-…(оживотворяет свечу)
Свеча возгорелась духом –очаг. С чем можно ещё сравнить огонь, очаг?(Дом, наполненный любовью, уважением. Любовь -животворящая сила семьи, дома, человека).
Проверка Д/З. Выставка рисунков и коллаж фотографий на тему: «Моя семья».
физкультминутка
Чтение стихов детьми о семье.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(Учитель подводит итог по Д/З.)
Работа с понятиями род и семья. Каким старинным словом можно заменить слово « семья»?(Подвести детей к понятию «род»).Это слово можно заменить ещё одним словом «династия».(Слова «род» и «семья» разместить на доске.) В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем –то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение , его гордость.
а)Работа по учебнику
Чтение темы урока и названия важных терминов.
б)Работа в тетрадях.
Запись понятий род. Семья.
Сказка В.А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе» «Человек пошёл на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пришёл на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок. –Человек,- не утерпела Стрекоза ,-что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нём цветы, поливаешь траву? -Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. Это его могила. –А что такое Отец? -опять спрашивает Стрекоза. –Что такое могила? Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить: -Человек, скажи мне, что надо сделать чтобы понять всё, о чём ты говоришь? -Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек стрекозе.
^ Работа над содержанием сказки
Понравилась вам сказка? Какие выводы сделали из сказки?
Только люди знают своих родственников, помнят их.
Род состоит из поколений. Кто знает, как называются старшие поколения? А младшие? ( На доске появляются слова « предки», «потомки».)
Назовите родственников, которых вы знаете?
Работа в группах (парами). Используется интерактивная доска. (Дети карандашиком должны соединить нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на доску)
Прабабушка Папин или мамин брат Бабушка Сын твоей тёти или дяди Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки Дядя Дедушка твоего отца или мамы Тётя Мама твоей мамы или папы Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы Прадедушка Мамина или папина сестра Племянник Сын твоей сестры или брата Племянница Дочь твоей сестры или брата Отчим Муж твоей мамы Мачеха Жена твоего папы
Знакомство с семейными заповедями. *Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друг, слушаться старших , не ссориться, помогать по хозяйству). *Как вы понимаете значение слова-слушаться родителей? (слышать их, выполнять их поручения просьбы) *Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться?(У своих родителей) *В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим .Но почему же так трудно слушаться , ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи. Всё равно подчиняться сложно. Что же нам мешает? (Упрямство, своеволие). Как с ним бороться? (Сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные - заповеди). А какие заповеди должны жить в семье? *Почитай отца , мать *Возлюби ближнего своего, как самого себя *Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе *Не огорчай никого
Настоящая семья –это не та семья. Где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. Родительский очаг , родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.О доме, о семье, много написано рассказов ,повестей стихов , а мы послушаем песню (ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ Л.ЛЕЩЕНКО, «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ».Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни? Понравилась она вам?
^ Забота государства о людях. Нельзя не сказать о том, что есть достаточно много людей, которые по какой либо причине лишаются родительского дома семьи, родных. Становятся жертвами судьбы .В таком случае заботу на свои плечи берёт наше государство , страна-Россия! Какими бы мы ни были , счастливыми иль страдающими мы-её дети и она нам мать. Именно она страна , наше правительство, руководство- заботятся о нашем благополучии и мы у неё остаёмся в долгу.
Например - возьмём последнее десятилетие. В сёла и деревеньки нашего района пришло голубое топливо – газ. Повернул фитилёк, включил котёл и дома тепло. У пап появилось свободное время. Под землёй проложен водовод. Благодаря ему, в доме есть у многих уже вода. Не нужно бежать в колодец, особенно в мороз или дождь. Родители сами сделали домашние сливы, чтобы подключить удобства, как в городской квартире, поставили стиральные машины и душевые кабины. Жизнь сельского и деревенского человека стала из фантастики реальностью. Для ветеранов войны, вдов, выделили деньги на замену ветхого жилья. Школам дали для подвоза новенькие автобусы. Несколько лет уже дают материнский капитал, при рождении в семье двух и более детей.
Д/З. Прочитать по учебнику. Нарисовать герб семьи, и постараться больше узнать о своих «предках».
Заключительная часть.
Что нового узнали на уроке?
Государство, страна старается делать всё, возможное, для нашего с вами блага, для благополучия, счастья наших семей. Ведь род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Именно семья - здоровая, нравственно культурная являющаяся образцом и примером, очень нужна нашему обществу. И мы с вами должны к этому стремиться.
Литература:
Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учеб. для образоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
В.А. Сухомлинский «Сказка о человеке и стрекозе».
Электронные ресурсы:
Загадочная Россия.- познавательные загадки, шарады, игры. http://zanimatika.narod.ru
Пословицы www.krupenichka.ru
«Детские презентации» -Детская презентация «С чего начинается Родина». Автор И.Н.Коровина http://viki.rdf.ru
22