СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родной язык, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родной язык, 3 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель ___________________________/И.В. Орехова/

(Протокол №____ от ________________________ 2019 года)


УТВЕРЖДЕНА


Директор школы ______________________/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от _________________________2019 года)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД







Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории





п. Новокасторное, 2019 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе:

1

Федерального закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ


2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)


3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы


4

Учебного плана Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год


5

Календарного учебного графика Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год


6

Примерной программы по учебному предмету «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Рус­ский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»)



В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях.

2015

М.: Просвещение

2

Канакина В.П.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

2015

М.: Просвещение

3

Яценко И.Ф.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс.

2018

М.: ВАКО





  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса



Личностные

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентации;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устой­чивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отноше­ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач.


Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.


Коммуникативные УУД:

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объек­та системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающе­го мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».


Предметные

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препина­ния (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- способность проверять написанное.


Ученик научится:

- понимать, что предложение - это основная единица речи;

- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

- различать словосочетание и предложение;

- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, при­лагательного, глагола, предлога;

- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.


Ученик получит возможность научиться:

- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён су­ществительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- вычленять в предложении основу и словосочетания;

- производить элементарный синтаксический разбор предложения;

- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

- определять тип текста;

- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно со­ставленному плану под руководством учителя.



  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема


Часы

Содержание

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее


Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


13 ч.

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Раздел 2. Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


10 ч.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).  Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Тематическое планирование с указанием количества  часов,  отводимых на освоение каждой темы.


11 ч.

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Тематическое планирование с указанием количества  часов,  отводимых на освоение каждой темы.

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, карто­фель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная пло­щадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуван­чик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.



  1. Учебно-тематический план



Наименование раздела


Всего часов


1

Русский язык: прошлое и настоящее

13 ч.

2

Язык в действии

10 ч.

3

Секреты речи и текста

11 ч.

Итого

34


График проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения

Количест­во часов

Словар­ные дик­танты

Контроль­ное спи­сывание

Контроль­ные дик­танты

Диагно­стические работы

Провероч­ные дик­танты

Прове­рочные работы

1 четверть








2 четверть








3 четверть








4 четверть








Итого:










Развитие речи



Изложения

Сочинения

1 четверть

2

-

2 четверть

1

2

3 четверть

3

3

4 четверть

1

-

Итого:

7

5



  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Количество часов


Домашнее задание

Дата

план

факт


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч.)



1

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

1 ч.




2

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

1 ч.




3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

1 ч.




4

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

1 ч.




5

Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

1 ч.




6

Какой лес без чудес. Образные названия растений.

1 ч.




7

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1 ч.




8

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»

1 ч.




9

Заиграйте мои гусли.  Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

1 ч.




10

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1 ч.




11

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

1 ч.




12

Проектное задание: «История моего имени и фамилии»

1 ч.




13

Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1 ч.




Раздел 2. Язык в действии (10 ч.)


14

Как правильно произносить слова.

1 ч.




15

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

1 ч.




16

Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»

1 ч.




17

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

1 ч.




18

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

1 ч.




19

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

1 ч.




20

Редактирование письменных  текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

1 ч.




21

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

1 ч.




22

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями

1 ч.




23

Контрольная работа  по разделу.

1 ч.




Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч.)


24

Особенности устного выступления. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

1 ч.




25

Типы текста. Текст - рассуждение

1 ч.




26

Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации

1 ч.




27

Учимся редактировать тексты

1 ч.




28

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

1 ч.




29

Текст – повествование. Структура текста.

1 ч.




30

Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России

1 ч.




31

Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого  музея.

1 ч.




32

Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».

1 ч.




33

Итоговая контрольная работа

1 ч.




34

Итоговая контрольная работа

1 ч.




Итого 34 ч.