Роль и место межпредметных связей на современном этапе обучения иностранному языку
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся
Новый ФГОС призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Задача – научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации и дать возможность школе самостоятельно определять содержание образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» – учебное действие, имеющее надпредметный характер. ),обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Межпредметные связи дают возможность связать все знания, получаемые по различным учебным предметам и фоновые знания в единую систему. Урок согласуется с современной точкой зрения на необходимость не только приобретать практические умения, но и развивать потребность учиться самостоятельно, добывать знания, воспитывать самостоятельную познавательную активность.
Иностранный язык — наряду с русским языком и литературой входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Интегративной целью обучения иностранному языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для школьника.
Частично эту задачу попытаемся решить в представленном проекте, «Немецкие писатели и поэты 19-го века».
Проект предназначен для старших классов при прохождении темы «Великие люди Германии».
Говоря о жизни и творчестве немецких филологов – братьев Гримм, известных во всем мире как великие сказочники, с привлечением учащихся7 классов к постановке «Золотой гусь» , с которую ученики уже показывали своим родителям, а так же учащихся по обмены из ФРГ, ежегодно обучающихся в нашей гимназии.
Презентация проекта может быть представлена в виде интегрированного урока, так в ходе работы над проектом, например, в10 классе мы изучаем творчество Гёте и сразу же касаемся 4 предметов: история Отечества, история зарубежных стран, литература, немецкий язык. Обсуждаем события в Пруссии в 1806 году. Говорим о великом немецком поэте, писателе, ученом Гёте и французском императоре Наполеоне I, о взглядах Гёте на французскую революции, связываем творчество немецкого лирика с русской поэзией, в частности с произведением В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова.
Цели проекта:
1.Развитие познавательной и творческой активности учащегося.
2.Развитие потребности учиться самостоятельно, добывать знания, воспитывать самостоятельную познавательную активность.
Задачи:
1.Ознакомление учащихся с творчеством немецких поэтов и писателей 19-го века, с их вкладом в национальную культуру Германии и в мировую культуру,
2.Формирование умений и навыков
а) подготовленной монологической речи
b) использование справочной литературы на бумажных и электронных носителях
c) представление собранной информации в виде реферата, таблицы, плаката, рисунка, презентации.
Тип проекта: информационно-поисковый страноведческий.
Класс: 10, 11,7. Уровень: базовый и базовый продвинутый.
Продолжительность: 4 урока, презентация 60 мнут.
Актуальность проекта обусловлена процессами, происходящими в образовании, в частности, в преподавании литературы и иностранных языков в старших классах средней школы. Модернизация современного российского педагогического образования предполагает формирование у школьника филологической культуры и языковой компетентности, чтобы он умел не только добывать важную для него информацию на иностранном языке, но и был бы готов вести общение на иностранном языке. Учебные дисциплины «литература» и «иностранный язык» (в нашем случае, это немецкий). Но чтобы решить эту проблему, о чем (о ком) говорить, необходимо знать уровень начитанности учеников. Согласно программе по литературе старшеклассники знакомы с творчеством русских и зарубежных писателей и поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Гёте, Шиллер, Гейне .Детям знакомы основные произведения названных авторов, соответствующие их возрасту. Содержание прочитанного может мотивировать сообщения школьников на иностранном языке. Чтобы избежать однообразия в работе над проектом, можно варьировать речевые установки. Например:
«Послушайте мой рассказ об известном (русском) поэте (писателе). Постарайтесь отгадать его имя. Докажите, что вы правы»;
Послушайте описание литературного героя. Назовите его (её) имя (название и автора книги). Это ваш любимый герой? Почему?
Посоветуйте, что нам читать. Аргументируйте почему?
Расскажите о своём любимом поэте (писателе), литературном герое, о любимой книге. Почему?
Но необходимо заметить, что есть дисциплины школьного цикла, опора на которых необходима при обучении иностранному языку в целом. Такие понятия из русского языка, как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение и так далее. Из литературы – цитирование текста, идея, главная мысль, смысловая веха, стихи, пословицы, изречения и прочее.
При составлении данного проекта я опиралась на статьи создателей учебников по новым федеральным стандартам:
Аверина М.М. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе.- 2013. - №2 – С. 11-15,
Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного процесса// Журнал «Завуч». – 2013. – № 6.
Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования /Е.М. Соловова //Иностранные языки в школе – 2011. – С. 8-10.
Проектное задание:
1. Соберите информацию о жизни и творчестве немецких поэтов и писателей данного периода (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати).
2. Сделайте доклады о жизни и творчестве братьев Гримм, сообщение о «Дороге немецких сказок».
3. Сделайте стенд «Важные даты из жизни … ».
4. Сделайте литературный перевод стихов немецких поэтов 19 века.
5. Составьте викторину по имеющейся информации.
6. Проиллюстрируйте отрывки из сказок братьев Гримм и организуйте выставку рисунков.
7. Подготовьте инсценировку «Золотой гусь».
Ход проекта:
I. Подготовительный этап.
1. Вступительная беседа с учащимися о великих людях Германии, с целью узнать уровень знаний их творчества. Инициирование учителем идеи проекта, обсуждение.
2. Выбор формы документирования результатов проекта (сообщение, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки, рисунки) и формы презентации: литературная гостиная.
II. Основной этап
1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта.
2. Распределение заданий между группами учащихся и индивидуально.
3. Самостоятельное планирование работы учащихся над заданием и их выполнением.
4. Консультирование и координация деятельности.
5. Совместное составление викторины для гостей – учащихся других классов.
III. Заключительный этап.
1. Презентация подготовленных учащимися материалов
2. Пробное представление всего проекта.
3. Презентация проекта в литературной гостиной.
4. Подведение итогов проекта и награждение лучших знатоков творчества немецких писателей и поэтов из учащихся – гостей.
В процессе сбора материала по теме проекта обучающимся приходится сталкиваться с аутентичными материалами, что в данное время стало возможным не только благодаря наличию большого количества аутентичных учебных материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет. Такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Кроме того работа над проектам углубляет и расширяет знания обучающихся о культуре, быте, обычаях, этике страны изучаемого языка. Таким образом, происходит развитие лингвострановедческой компетенции. Проектная работа предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого языка. Необходимым компонентом являются также анкетирование, сбор информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, в родной социокультурной действительности с возможным последующим сравнением двух культур, поэтому можно говорить о развитии межкультурной компетенции обучающихся в процессе выполнения проектной работы.
При выполнении проектной работы обучающимся приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые образцы обучающиеся должны употреблять в процессе презентации работы. Таким образом происходит их закрепление. В процессе презентации проектной работы предусмотрены дискуссии по теме, дополнительные вопросы, то есть тут можно говорить о практически неподготовленной или частично подготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе и обучающейся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во-вторых, тем, что речевая деятельность обучающегося приобретает внутренне-мотивированный характер, так как общение происходит по актуальной для него проблематике на основе собранной им информации, фактов и дополнительных материалов. Активная совместная работа с иностранными учащимися повышает мотивацию к изучению ИЯ, расширяет словарный запас обучающихся и повышает общий уровень владения ИЯ, и, развивает лингвострановедческую и межкультурную компетенцию обучающихся.
На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
Данная работа может быть использована учителями при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании школьников.