Роль рефлексии в процессе обучения математике в средней школе
Выступление на заседании методического объединения учителей.
Подготовила: учитель математики
Стешина Е.В.
Роль рефлексии в процессе обучения математике в средней школе
Рефлексия – понятие, происходящее от латинского слова reflexio (обращение назад). Данное по-нятие используется в философии, психологии, педагогике и т. д., поэтому приобретает различное толкование в зависимости от области применения. Впервые термин «рефлексия» ввел в научное понимание Джон Локк( английский педагог и философ, 1632г). В его работах содержится мысль о том, что рефлексия – это механизм, посредством которого человек исследует свою познавательную деятельность. В отечественной психологии феномен рефлексии понимается многими исследователями как способность человека к самоанализу, самопознанию, осмыслению своих отношений с окружающим миром и представляет собой составную часть развитого интеллекта человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов).
Многие исследователи занимались вопросами формирования рефлексивных умений у школь-ников. Под рефлексивными умениями понимается:
1. Умение выходить в рефлексивную позицию в процессе осуществления познавательной дея-тельности (постоянно отвечать самому себе на вопросы: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?»).
2. Умение фиксации «знания о незнании» (видеть в очевидном – неочевидное, в привычном – непривычное, в известном – неизвестное, в понятном – непонятное).
3. Умение находить причину затруднения, его сущность и становление.
4. Умение обращаться к собственному опыту (а не только внешнему источнику знания), осущест-влять поиск и конструирование гипотезы.
5. Умение выявлять основания, мотивы своих действий.
6. Умение находить пути выхода из затруднений с коррекцией (проектированием) способа дей-ствия по преодолению этого затруднения.
8. Умение осуществлять альтернативный подход, занимать различные рефлексивные позиции.
9. Умение изменять способы и направленность самоорганизации своей деятельности в соответст-вии с требованиями ситуации .
Основным приемом организации рефлексивной деятельности является диалог в обучении. Во время урока учителю необходимо задавать учащимся вопросы на осмысление как нового, так и ранее изученного материала. Вопросы должны иметь форму, которая подталкивала бы учащегося к переосмыслению ранее изученного материала, конкретизации или практическому применению теоретических знаний, учила прогнозировать, находить взаимосвязи между изучаемыми понятиями. На уроке необходимо организовывать диалог как между учителем и учащимся, так и между учащимися. В процессе обучения внешний диалог постепенно должен переходить во внутренний диалог учащегося.
Основным структурным элементом рефлексивной деятельности в процессе формирования математических понятий является рефлексивная задача. Под рефлексивными будем понимать задачи, способствующие формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. При составлении рефлексивных задач к обычным задачам добавляются вопросы рефлексивной направленности, способствующие осознанию процесса ее решения. К рефлексивным мы также относим задачи, в которых выделена некоторая ситуация, требующая рефлексивного отношения. В ходе педагогического эксперимента были выделены следующие типы рефлексивных задач, способствующие усвоению математических понятий:
Назовите существенные признаки понятия. Сформулируйте определение понятия. Проверьте, все ли существенные признаки вы указали в определении. Задача способствует осмыслению учащимися текста определения, усвоению и осознанию существенных признаков понятия, входящих в определение.
Пример. Назовите существенные признаки понятия «вписанный угол». Сформулируйте определение. Проверьте, все ли существенные признаки вы указали в определении.
Достройте объект так, чтобы его можно было отнести к данному понятию.
Задача способствует осознанию существенных признаков понятия, проверке сформированности наглядных образов, формированию умений применять свойства понятия.
Пример : Заданы три точки А, В, С. Укажите местоположение четвертой точки D так, чтобы точки А, В, С и D были вершинами параллелограмма. Сколько решений имеет задача? Какие теоретические сведения вы использовали при ее решении?
Найдите ошибки в предложенном решении задачи. Задача способствует усвоению и осознанию способа решения, контролю действий в процессе решения задачи.
Подберите условия из списка, достаточные для того, чтобы объект относился к данному понятию. Задача способствует усвоению существенных признаков понятия, проверке сформированности умения подводить объект под понятие.
Пример. Подберите условия из списка достаточные для того, чтобы объект был биссектрисой треугольника по определению:
а) отрезок биссектрисы угла треугольника;
б) луч;
в) луч, исходящий из вершины треугольника;
г) прямая, проходящая через вершину треугольника;
д) соединяет вершину треугольника с точкой противоположной стороны;
е) луч, делящий угол треугольника на два равных угла.
5. Составьте план решения задачи из набора данных предложений.
Рефлексивные задачи, предлагаемые учащимся, должны быть диалогичными, и учитель должен содействовать тому, чтобы школьник по-разному мог взглянуть на условие задачи, попытаться решить ее разными способами, оценить задачу и ее решение с разных точек зрения. Рефлексивная деятельность учащихся в процессе формирования математических понятий должна способствовать:
– усвоению существенных признаков изучаемого понятия;
– усвоению терминологии, символики, определения понятия; созданию правильного соотношения между внутренним содержанием понятия в простейших ситуациях и формированию осознанности их применения;
– интегрированию изучаемого понятия в различные связи и логические отношения с другими, уже усвоенными понятиями;
– самоконтролю и корректировке усвоенных знаний; – осознанию роли и места изученных понятий в полученном способе решения задачи.