Родительское собрание
по профилактике суицидального поведения на тему:
«Обратите на меня внимание! Поймите меня!»
Цель: вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.
Задачи
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.
Слайд №1
Выступление социального педагога:
Мы очень рады, что сегодня здесь собрались люди, за плечами которых огромный жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь и забота к нашим детям, внимание к их формирующейся личности. Мы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни.
Сегодня мы поговорим о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в России в 21 веке: об увеличении числа самоубийств среди подростков. Постараемся расширить ваши знания о причинах и признаках подросткового суицида. О методах и приёмах профилактики суицида.
Слайд№2-3
– Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.
- Эти люди прямо или косвенно намекают о своем намерении:
«Лучше бы мне умереть».
«Я больше не буду ни для кого проблемой».
«Тебе больше не придется обо мне волноваться».
«Скоро все проблемы будут решены».
«Вы еще пожалеете, когда я умру!»…
- некоторые из них много шутят на тему самоубийства.
- проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,
окончательно приводить в порядок дела,
- мирятся с давними врагами.
- могут демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать например неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з.,
- избегать общения с одноклассниками;
- проявлять раздражительность, угрюмость;
-находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
-ощущать попеременно: то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Слайд№4 Выступление психолога школы:
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” И крик – это нам, взрослым.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас педагогов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Слайд№5 Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида.
Слайд №6-9
1. Неблагополучные семьи.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
2. Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
3. Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
4. Сайты глобальной сети Интернет
Видеоролик «Интернет дороже сына»
Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.
За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.
Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.
В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
Видеоролик «Отношение детей к сети Интернет и соцсетям»
Слайд №10 Анализ анкетирования 8-е классы
Социальный педагог:
А сейчас мы расскажем Вам примеры из жизни подростков, попытавшихся покончить жизнь самоубийством.
Безответная любовь
Двенадцатилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа, получила переломы ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.
Психолог:
Уважаемые родители! Нельзя смеяться, даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. Безответная любовь бывает в любом возрасте. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "всё или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение – "ничего".
Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому человеку. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
Социальный педагог:
У меня никогда не было друзей. Ни в школе, ни дома. Наверное, потому что я очень странный человек, я сама это понимаю. Меня не интересует мода, красивые шмотки, я всегда ношу черные брюки и свитер, не пользуюсь косметикой. Родители меня не понимают, мама все время ругается: «Все девочки как девочки, а ты...» Потом начинает орать на меня за то, что отличаюсь от других. Хотя она, наверное, права. В школе я меньше, чем серая мышка, ни один парень на меня не смотрит, да и вообще меня в принципе не замечают, как будто я и не существую вовсе.
Раньше после школы я только телевизор смотрела, потом мне ноутбук подарили. Там я скачала онлайн -игру — не помню какую — и познакомилась в ней с одним человеком. Ему было 15, и он жил в моем городе. Сначала мы в игре переписывались, потом он предложил встретиться в реальном мире, я согласилась. Я думала, что наконец и мне повезло, я смогу выйти замуж и не буду стареть в одиночестве. Это моя главная мечта — выйти замуж за человека, который будет защищать меня от зла этого мира. Но я ошиблась. После третьей встречи, после кино, он написал мне, что разлюбил, намекнул, что у меня никогда не будет парня. И ведь он прав: я уродина, на мое лицо без страха не взглянешь, и фигура уродливая, неправильная осанка. Вот тогда-то я и решила из жизни уйти. Я и раньше об этом думала, но как-то не решалась, страшно было. Но я поняла, что жить еще страшнее, лучше уж умереть и стать, наконец, свободной. Не видеть этой долбаной, с детства ненавистной школы с одноклассниками, которые думают только о себе, не видеть этого предателя, который — наверняка из-за [моей] внешности — понял, что ему такая как я, не нужна.
Психолог:
Уважаемые родители крайне важно понимать, что даже на прекрасном, на первый взгляд, интернет -друге нельзя замыкаться. Если он подведет, это станет роковым ударом. Как сам подросток должен отдавать себе в этом отчет, так и родители должны ему об этом напоминать. Однако ни в коем случае не следует запрещать подростку общаться в интернете, если он видит в этом единственную отдушину. Выходом в этой ситуации должно служить умножение контактов, развитие общительности хотя бы на уровне интернета. В дальнейшем это может служить хорошей базой для развития реальных контактов, ведь ,несмотря на специфичность интернет - общения, нельзя отрицать, что оно также развивает коммуникативные навыки. В интернете уйти от неприятных сторон общения можно, просто закрыв страницу форума или социальной сети. Изменить свою жизнь в интернете можно, просто посещая не те сайты, что прежде. Важной помнить о том, что существует такая простая возможность и ценить ее.
Социальный педагог:
Важно помнит о том, что киберреальность не может целиком заменить этот пусть и несовершенный мир живых людей. Необходимо расширять контакты и в реальной жизни, искать способы самовыражения, новые хобби и новых друзей, которые эти совместные занятия могут принести. В этом важна роль родителей: не допустить у одинокого ребенка развития интернетзависимости. Подростку важно показать обилие возможностей в реальности. Помимо позитивного эффекта в развитии коммуникативных навыков, посещение кружков и спортивных секций также препятствует развитию интернетзависимости, об опасностях которой и сами взрослые уже имеют представление часто на собственном опыте.
Психолог:
Еще одна опасность интернета для суицидально настроенных подростков – так называемые клубы самоубийц в интернете. Они романтизируют смерть и поддерживают подростков в их желании умереть, делятся информацией о возможных способах. Они представляют большую реальную опасность, поскольку коллективное обсуждение суицидальных намерений способствует снижению естественного для человека страха перед смертью. Ведь в этом случае появляется ощущение, что он делает это не один, а раз так – то не так уж он и неправ в своем желании. Очевидно, что реальным знакомым и прежде всего, родителям подростка достаточно маловероятно доведется узнать о том, что он состоит в подобном клубе. Однако можно определить интерес к этой теме по определенным признакам – употребление жаргонизмов на тему суицида – например «вскрыться» как синоним вскрыть вены и т.д. Давление на подростка и его разумность в этом случае может привести лишь к отрицательному результату. Важно донести до него, что количество неудачных попыток самоубийства намного превышает количество успешных. И последствия в этом случае будут весьма печальны: результатом станет отнюдь не избавление от страданий, а вполне вероятно – инвалидность (как физическая, так и психическая).
Основной причиной суицида в целом можно назвать неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией и отсутствие очевидных выходов из нее. Для подростка с подобной ситуацией сложнее справиться, чем для взрослого и гораздо легче в нее попасть в силу общей меньшей психологической устойчивости.
Интернет может стать инструментом, с помощью которого можно показать светлые стороны жизни: в последнее время появляется все больше сайтов с добрыми историями из жизни простых людей, которые дают понимание, насколько хорошее в жизни человека зависит от него самого.
Для современного подростка демонстрация взрослыми позитивных возможностей интернета может стать «светом в конце туннеля», как понятные и близкий к повседневности вариант, не требующий от них дополнительных напряжений душевных сил, как, например, в случае с посещением кружка, где будет необходимо преодолевать свою стеснительность. В каком-то смысле – интернет это также простой выход, а именно простого выхода ищут суицидально настроенные подростки.
Кроме того, в интернет можно обратиться за психологической помощью. Он обеспечивает большую степень анонимности для обращающегося – ведь нередко стыдно признаться в том, что помощь действительно нужна. А суицидальные настроения чаще всего являются именно призывом о помощи, а отнюдь не результатом психического заболевания.
Государство приступило к полномасштабной кампании по блокировке в соцсетях групп, посвященных самоубийствам, участниками которых в основном являются подростки. По данным контролирующих органов, за последние полгода покончили с собой 130 детей, состоявших в одних и тех же закрытых сообществах — виртуальных клубах самоубийц.
Главное, что следует понимать об этом угрожающем явлении: во «ВКонтакте» действует большое количество групп, воспитывающих смертников. Журналисты и эксперты уже прозвали их «китовыми» группами, поскольку в их названиях присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Море китов», «Космический кит» и т. д.
Социальный педагог:
Ребёнок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Старайтесь проявлять нежность к своему ребёнку. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребёнок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Жалейте друг друга.
Психолог:
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
Анкетирование родителей.
Я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
Рождение вашего ребёнка было желанным?
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
Вы первым идёте на примирение, разговор?
Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Социальный педагог:
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Первый и самый важный момент во взаимоотношениях – это слышать их. Услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно. Подход к каждому должен быть индивидуальный. Уважаемые родители уделяйте как можно больше внимания своим детям!
Слайд №11 Рекомендации
Слайд №12 Церковь против самоубийств
Слайд №13
Психолог:
И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы и следовали им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами!Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
Песня «Берегите своих детей»
Литература:
“О мерах профилактики суицида среди детей и подростков” Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
“Профилактика суицидального поведения” Л. И. Адамова.
“Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков” М. Г. Усов.
“Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста”. Питер. Санкт-Петербург 1999 год.