Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
| РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
| методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор ГКОУ «Нижнеломовская |
| учителейестественно- | | школа-интернат» |
| математического цикла | ______________ Т.А. Нерусина | ___________О.В. Водянова |
| __________И. Н. Андрюшина |
| 30.08.2023 г. | Приказ № 146 от 30.08.2023 г. |
| Протокол № 1от 29.08.2023 г. | | |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для обучающихся 5 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель:Косенкова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 29.12.2017);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями));
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026);
- Программы воспитания ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»;
- Учебного плана ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»;
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019г.;
-Учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.-8-е изд.,стер.- Москва: Просвещение, 2023.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение учебного предмета "Русский язык" в 5 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цели и задачи учебного предмета
Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательным для изучения.
Согласно учебному плану ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат» на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 136ч., в неделю – 4ч.
Краткие сведения о категории обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей.
Поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: малый объем памяти; неустойчивое внимание; недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности; нарушение объема и темпа восприятия, недоразвитие словесно-логического мышления; недостатки в развитии речевой деятельности; нарушение эмоциональной сферы; несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неточность и затруднения при воспроизведении материала.
Описание коррекционной направленности
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения программы учебного предмета «Русский язык» обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова.Текст», «Части речи.Текст», «Предложение.Текст», «Повторение».
Повторение. -35ч.
Звуки и буквы – 17 часов,из них: К.Р.-1 час.
Повторение.Звуки и буквы. Повторение. Текст. Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Согласные твёрдые и мягкие перед е,ё, и, ю, я. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Различение текста и не текста. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Определение темы текста. Заголовок. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Входная контрольная работа. Работа над ошибками.
Предложение – 18 часов, из них Диктант – 1ч.
Предложение. Текст. Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.Диктант. Работа над ошибками. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Предложение. Закрепление знаний.
Состав слова.Текст – 31 ч., из них: К.Р.-2 час
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольная работа. Работа над ошибками.
Части речи. Текст – 53 ч., из них: К.С.-1 час, Диктант-1ч.
Части речи. Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имен собственных. Тема и основная мысль текста. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Знакомство с понятием рода. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Различение существительных по родам. Существительное. Закрепление знаний. Контрольное списывание. Работа над ошибками. Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Прилагательное.. Закрепление знаний. Глагол. Значение глагола в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Глагол. Закрепление знаний. Диктант. Работа над ошибками
Предложение – 10 ч., из них: К.Р.-1 час.
Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний. Контрольная работа. Анализ контрольной работы.
Повторение пройденного за год – 7 ч.,из них К.Диктант -1 час.
Повторение. Состав слова. Повторение. Части речи. Повторение. Предложение. Повторение. Текст. Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками. Обобщение полученных знаний
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. – оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения кдругому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные:
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам;
-находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Уровни освоение учебного предмета
Минимальный уровень:
- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
- представления о грамматических разрядах слов;
-различение изученных частей речи по вопросу и значению;
-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
-составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
-установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);
-нахождение в тексте однородных членов предложения;
-различение предложений, разных по интонации;
-нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);
-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
-оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
Достаточный уровень:
- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
-определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;
-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);
-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
-составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
-различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № п/п | Раздел, тема | Количество часов |
| | Повторение | 35 |
| 1 | Повторение. Звуки и буквы | 1 |
| 2 | Повторение. Текст | 1 |
| 3 | Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит | 1 |
| 4-5 | Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове | 2 |
| 6 | Твердые и мягкие согласные перед и, е, е, ю, я | 1 |
| 7 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 |
| 8 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 |
| 9 | Различение текста и не текста | 1 |
| 10-11 | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание | 2 |
| 12 | Ударные и безударные гласные в слове | 1 |
| 13 | Проверка безударных гласных в слове | 1 |
| 14 | Определение темы текста. Заголовок | 1 |
| 15 | Звуки и буквы. Закрепление знаний | 1 |
| 16 | Входная контрольная работа | 1 |
| 17 | Работа над ошибками | 1 |
| 18 | Предложение. Текст | 1 |
| 19 | Выражение в предложении законченной мысли | 1 |
| 20 | Распространение предложений | 1 |
| 21 | Порядок слов в предложении | 1 |
| 22 | Связь слов в предложении | 1 |
| 23-24 | Главные члены предложения. Сказуемое | 2 |
| 25-26 | Главные члены предложения. Подлежащее | 2 |
| 27 | Второстепенные члены предложения | 1 |
| 28 | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 |
| 29 | Диктант | 1 |
| 30 | Работа над ошибками | 1 |
| 31 | Наблюдение за знаками препинания в конце предложений | 1 |
| 32 | Вопросительные предложения | 1 |
| 33 | Восклицательные предложения | 1 |
| 34 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 |
| 35 | Предложение. Закрепление знаний | 1 |
| | Состав слова. Текст | 31 |
| 36 | Состав слова. Корень и однокоренные слова | 1 |
| 37 | Общее и различия в значении однокоренных слов | 1 |
| 38 | Включение однокоренных слов в предложения | 1 |
| 39 | Окончание – изменяемая часть слова | 1 |
| 40 | Установление связи между словами с помощью окончания | 1 |
| 41 | Приставка как часть слова | 1 |
| 42-43 | Изменение значения слова в зависимости от приставки | 2 |
| 44 | Приставка и предлог | 1 |
| 45 | Суффикс как часть слова | 1 |
| 46-47 | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 2 |
| 48 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 1 |
| 49 | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов | 1 |
| 50 | Слово-корень с ударной гласной | 1 |
| 51-52 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 2 |
| 53-54 | Проверка безударных гласных в корне слова | 2 |
| 55 | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 1 |
| 56-57 | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 2 |
| 58 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 |
| 59-60 | Проверяемые гласные и согласные в корне слова | 2 |
| 61-62 | Непроверяемые написания в корне | 2 |
| 63 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 |
| 64-65 | Состав слова. Закрепление знаний | 2 |
| 66 | Контрольная работа | 1 |
| 67 | Работа над ошибками | 1 |
| | Части речи. Текст | 53 |
| 68 | Части речи. Названия предметов, действий, признаков | 1 |
| 69-70 | Понятие о частях речи. Существительное | 2 |
| 71-72 | Глагол | 2 |
| 73-74 | Прилагательное | 2 |
| 75 | Различение частей речи по вопросам и значению | 1 |
| 76 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте | 1 |
| 77 | Значение существительных в речи | 1 |
| 78-79 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 2 |
| 80-81 | Собственные и нарицательные существительные | 2 |
| 82 | Правописание имен собственных | 1 |
| 83 | Тема и основная мысль текста | 1 |
| 84 | Понятие о единственном и множественном числе | 1 |
| 85 | Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 |
| 86 | Изменение существительных по числам | 1 |
| 87 | Знакомство с понятием рода | 1 |
| 88-89 | Существительные мужского рода | 2 |
| 90-91 | Существительные женского рода | 2 |
| 92-93 | Существительные среднего рода | 2 |
| 94 | Различение существительных по родам | 1 |
| 95 | Существительное. Закрепление знаний | 1 |
| 96 | Контрольное списывание | 1 |
| 97 | Работа над ошибками | 1 |
| 98 | Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи | 1 |
| 99 | Различение признаков, обозначаемых прилагательными | 1 |
| 100 | Зависимость рода прилагательных от рода существительных | 1 |
| 101-102 | Окончания прилагательных мужского рода | 2 |
| 103-104 | Окончания прилагательных женского рода | 2 |
| 105-106 | Окончания прилагательных среднего рода | 2 |
| 107 | Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 |
| 108 | Изменение прилагательных по родам | 1 |
| 109 | Прилагательное. Закрепление знаний | 1 |
| 110 | Глагол. Значение глагола в речи | 1 |
| 111 | Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 |
| 112 | Настоящее время глагола | 1 |
| 113 | Прошедшее время глагола | 1 |
| 114 | Будущее время глагола | 1 |
| 115 | Различение глаголов по временам | 1 |
| 116 | Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 |
| 117 | Глагол. Закрепление знаний | 1 |
| 118 | Диктант | 1 |
| 119 | Работа над ошибками | 1 |
| | Предложение. Текст | 10 |
| 120 | Предложение. Главные члены предложения | 1 |
| 121 | Второстепенные члены предложения | 1 |
| 122 | Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам | 1 |
| 123 | Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 |
| 124 | Распространение предложений | 1 |
| 125 | Знакомство с однородными членами предложения | 1 |
| 126 | Дополнение предложения однородными членами | 1 |
| 127 | Предложение. Закрепление знаний | 1 |
| 128 | Контрольная работа | 1 |
| 129 | Анализ контрольной работы | 1 |
| | Повторение | 7 |
| 130 | Повторение. Состав слова | 1 |
| 131 | Повторение. Части речи | 1 |
| 132 | Повторение. Предложение | 1 |
| 133 | Повторение. Текст | 1 |
| 134 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
| 135 | Работа над ошибками | 1 |
| 136 | Обобщение полученных знаний | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – Сб.1. – 232с.;
Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 263с.;
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2015г.;
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2017. - 224с. (коррекционная педагогика);
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2019.- 335с. (коррекционная педагогика);
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru (Учительский портал)
http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)
http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)
www.gramota.ru (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)
http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку.Ру Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)
http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor ((A0) СОНАТА- ПРО: Конструктор рабочих программ).