Пояснительная записка
София по заключению ПМПк является ребенком с ОВЗ. Ей рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Врачебной комиссией ей рекомендовано обучение на дому по индивидуальному образовательному плану. Программа по предмету «Родной язык» рассчитана на 9 часов. На изучение родного языка выделено 0.25 часа в неделю.
Уровень знаний и умений девочки по русскому языку соответствует уровню знаний и умений пятиклассника, обучаемого по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида.
Рабоча программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 с изменениями от 29.12.2014 №1644;
Примерная образовательная программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 8.04.15, №1/15);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
Устав ГБОУ СОШ №37;
- АООП ООО РАС ГБОУ СОШ №37 (Приказ №554 от 03.09.2020г.).
- Реализация рабочей программы обеспечена учебником «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. [авт.-сост. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова] – М.: «Просвещение» 2019.
1. Планируемые результаты освоения учебной программы. Личностные, предметные результаты освоения предмета «Русский язык» выпускником 6 класса
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце года изучения курса русского родного языка обучающийся получит возможность овладеть следующими умениями:
- объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;
- распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;
- различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
- анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
- различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
- участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;
- создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
- владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
История русской письменности. Создание славянского алфавита.
Раздел 2. Культура речи (4 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского літературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления глагольных форм. Чередование звуков при образовании форм глаголов настоящего и будущего времени (махать – машут, плакать – плачет, плескать – плещет, сыпать – сыплет). Усечение суффикса ну при образовании форм глагола прошедшего времени (утихнуть – утих, потухнуть – потух, замерзнуть – замерз). Отсутствие у глаголов затмить, победить, убедить форм 1-го лица единственного числа. Особенности образования форм разноспрягаемых глаголов бежать и хотеть.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.
Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
3. Тематическое планирование
№ п /п | Раздел | Кол-во часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы |
1. | Язык и культура | 3 | 3 | |
2. | Культура речи | 4 | 4 | |
3. | Речь. Речевая деятельность. Текст | 2 | 2 | |
| ИТОГО | 9 | 9 | |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения |
План. | Факт. |
1-й семестр |
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.) |
1 | Наш родной русский язык. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | 09.09 | 09.09 |
2 | Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок | 07.10 | 07.10 |
3 | Обращение в русском речевом этикете. | 11.11 | |
Раздел 2. Культура речи (4 ч.) |
4 | Современный русский литературный язык. Нормы произношения и ударения | 09.12 | |
2-й семестр |
5 | Лексические нормы, связанные с употреблением синонимов и антонимов. | 13.01 | |
6 | Нормы употребления имен существительных. | 10.02 | |
7 | Нормы употребления глагольных форм. | 03.03 | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 ч.) |
8 | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | 07.04 | |
9 | Средства связи предложений и частей текста | 05.05 | |
7