СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские богатыри

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание героического образа защитника отечества. Богатыри земли русской 

Просмотр содержимого документа
«Русские богатыри»



Урок в 5 классе.

Тема: «Русские богатыри».

Оборудование для учащихся: Цветные карандаши, ластик, альбом, краски, баночка под воду, палитра.

Оборудование для учителя: доска, конспект урока, репродукции по теме, шаблоны, модули.

Тип урока: тематическое рисование, частично-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.

Методы: наглядный, словесный

Репродукции: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», « После побоища Игоря Святославича с половцами», М. Врубель «Богатырь»,П.Д. Корин « Александр Невский».А.Бубков «Утро на куликовом поле»…

Межпредметный связи: музыка, литература, история, технология, ОБЖ.

Литература: Русские народные былины, фрагменты поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», слова М.П. Мусоргского, В.А. Жуковского.

Музыка: А.П. Бородин « Богатырская симфония»; М. Глинка «Руслан и Людмила»

Цели урока:

1.Образовательная – закрепить знания по цветоведению, об особенности фигуры богатыря; об одежде древнерусских воинов.

2.Развивающая – развить наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память, творческий подход к работе.

3. Воспитывающая – патриотическое воспитание через привитие интереса и любви к Истории Отечества, Родине.

Задачи урока:

- формировать познавательные потребности, стремление к усвоению знаний;

- воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание преодолевать трудности.

Ход урока. 

I. Организационный  момент.

Проверка готовности класса к уроку

Репродукция 1.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мощным роет…

А.С.Пушкин

Звучит музыкальный фрагмент из оперы Глинки «Жизнь за царя»

Мы видим, что искусство может показать нам наглядно связь прошлого с настоящим.

В рассказах по истории вы читали, что с самого начала образования

Русь постоянно подвергалась нападению врагов.

Следовательно, её жителям приходилось защищать свои земли.

 Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?

-Половцы, монголо - татары

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное.


Репродукция 2.

Ребята, в нашей школе учатся дети с героическими фамилиями. Я просила найти их творческой группе.Известно, как вы судно назовёте, так оно и поплывёт!

Ученик – консультант: Богатырёвы, Солдатовы, Солдатенковы, Солдаткины,Сержантовы, Ратниковы, даже интересное имя Ратибор, а также Богодур (изменённое или искажённое от первоначального Богатырь)

С чем связано появление таких имён собственных?

(пожелание ребёнку быть сильным, богу равным, готовым нести службу защитника Отечества, солдатом впоследствии)

Музыкальный фрагмент из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

Заранее подготовленный ученик читает:

Внезапный крик сражений грянул;

Смутилось сердце киевлян;

Бегут нестройными толпами

И видят: в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит…

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой за седлом

Среди испуганного стана.

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч

И с воплем строй на строй валится;

В одно мгновенье бранный луг

Покрыт холмами тел кровавых,

Живых, раздавленных, безглавых,

Громадой копий, стрел, кольчуг.

На трубный звук, на голос боя

Дружины конные славян

Помчались по следам героя,


-Ребята, мне попалось название села в Воронежской области, в самом сердце Центральной Чернозёмной зоне России. Это село называется Латное. Как вы думаете, каким ремеслом занимались жители этого села?

( изготовлением лат, доспехов, воинской защиты)

Иллюстрации с изображением лат, кольчуги, шлемов

- Кто носил такие доспехи?

(воины, ратники, рыцари, богатыри).

- Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(о воинах, рыцарях, богатырях).

- Ну, если богатыри жили в нашей стране, России, то мы сегодня будем говорить о каких богатырях?

(русских богатырях)

Молодцы! Тема нашего урока «Русские богатыри»

Репродукция 3.

-Вы нашли название темы урока а теперь определим задачи:

  1. Узнать о жизни русских богатырей.

  2. Увидим картины выдающихся мастеров с изображением русских богатырей.

  3. Постараемся нарисовать образ русского богатыря.

Каково предназначение доспехов? Когда и для чего их надевали?

(чтобы не получить смертельное ранение, когда шли на войну).

- Верно, доспехи спасали богатырям жизнь.

Из чего изготавливали доспехи?

(Доспехи ковали из прочной стали, скручивали колечки из проволоки и затем собирали из них вручную кольчуги, или собирали из отдельных пластин).

Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины. Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей.

Книжная выставка: Былины, Русские народные былины

Вспомните, в каких жанрах искусства воспевались подвиги богатырей? (былины)

Какие вы помните былины о русских богатырях? Каких богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Репродукция В.Васнецов «Богатыри»

Богатыри изображены как единое целое, Однако каждый из них индивидуален.

Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее.

Что изображает художник на картине?

События, какого периода русского государства отражены в картине?

Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

Какой характер у главных героев? Какие кони им под стать?

Сообщения учащихся

Ученик – консультант об истории создания «Богатырской симфонии» композитора Бородина

- Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина: 

На нем одежда славянина,

И на бедре славянский меч.

- В процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника.

А какие цвета нам помогут создать героический образ богатыря?

Красный – цвет стяга кровавый, напряжённый.

Синий …( символические значения коричневого, чёрного и других цветов)

Учащиеся подбирают на палитре цвета, уточняют, в какую погоду показаны богатыри – ясную, солнечную или пасмурную, в какое время суток


Работа в творческих группах:

Костюмеры

Оруженосцы

Кратко характеризуется архитектура древних русских городов ( для создания фона изображения)

В таких городах жили и такие города защищали русские богатыри.

А что они делали в мирное время?

Землю пахали, тренировались владением оружием и ведению боя.

А значит, оттачивали ловкость движений и владения оружием.

Нам поможет передать движение богатыря модуль человека.

Учащиеся берут конверты с модулем и работают, составляя нужное изображение выбранной позы модели

Творческая работа учащихся. Из цветной бумаги модели дополняются вырезанными деталями одежды, доспехов, оружия.

Защита творческих работ по группам.

Комментирование созданных образов.

Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

( с демонстрацией движений)

Наведу ракету прямо на врага:

Я ракетчик меткий, твёрдая рука.

В небе самолётам не пройти никак,

Ты не бойся, мама, я – солдат!

А вот теперь с новыми силами принимайтесь за работу.

Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Украшают снаряжение воина богатыря (шлем, щит, меч, стяг).

Посмотрите, готов ли ваш богатырь к бою?

Молодцы! Все ребята работали очень хорошо,

-проявили аккуратное выполнение работы;

– подобрали удачное цветовое сочетание, показали умелое владение техникой работы красками.

Экспресс – выставка.

Полюбуйтесь, ребята, какое войско у нас получилось! Русь под его надёжной защитой!

Если кликнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю!

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою!»

С.Есенин

Домашнее задание:


Дорисовать фон.

Рефлексия

Посмотрите на первое предложение продолжите фразу:

Мне было интересно…

Сегодня было трудно …

А теперь я могу …

Думаю, мне захочется …

- Где пригодятся в дальнейшим полученные знания?

Возможно, кому то сегодня захочется узнать все о жизни богатырей не только русских но и зарубежных, скажите, где мы можем найти описания:

Мы можем найти сведения в библиотеках, энциклопедиях, интернете.

Молодцы! Вижу, что вам удастся после нашего урока расширить свои знания о рыцарях, витязях, богатырях – защитниках отечества, а кто – то сделает выбор профессии.

Спасибо за урок. До новых встреч!