МУ «Управление образования
Администрации г. Ростова-на-Дону»
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Крыгиной Людмилы Николаевны
учителя физической культуры МОУ: лицей “Многопрофильный”
Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
за период с 20.04.2000 по 20.04.2005
На предыдущую аттестацию мною была представлена адаптированная программа по физическому воспитанию учащихся 10–11-х классов. По результатам ее защиты мне была присвоена Главной аттестационной комиссией высшая квалификационная категория по должности «учитель» (приказ № 786 по МОРО от 20 апреля 2000 года)
Программа была составлена на основе двух предметов: «Физическая культура» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности», исходя из конкретных условий работы на тот период.
Её цель – реализация государственного и регионального заказа на личность выпускника не только высокообразованного, но и физически крепкого, относящегося к своему здоровью не только как к личному, но и к национальному достоянию. Был соблюден индивидуально-дифференцированный подход в рамках парадигмы личностно-ориентированного образования с целью приобщения учащихся к спортивному совершенствованию с вытекающими задачами:
создание условий для полноценных занятий физкультурой обучающихся с выраженными способностями и мотивацией к этой форме учебной деятельности;
приобщение их к регулярным занятиям физической культурой и спортом и участию в соревнованиях;
пропаганда здорового образа жизни и регулярного занятия физкультурой и спортом;
обеспечение обучающимся условий, позволивших им достичь уровня здоровья, который бы гарантировал успешную учебно-познавательную деятельность, активное участие в жизни класса и лицея, реализацию спортивных возможностей вне учебных интересов и планов;
привитие обучающимся установок коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
С внедрением данной программы были связаны мои методические ожидания в области совершенствования технологий, обеспечивающих интенсификацию занятий физкультурой, делающих их привлекательными для подростков.
Разрабатывая эту программу, я опиралась на аналогичный опыт, сформировавшийся в ряде школ г. Ростова-на-Дону, а также современную научно-методическую базу, которую составляют:
психофизиологические исследования и научные выводы по системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта;
идеи индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания обучающихся, заложенные в теориях оптимизации учебно-воспитательного процесса нашего выдающегося ученого-земляка Ю.К. Бабанского, психофизического развития личности ребенка на основе его индивидуальных возможностей Л.С. Выгодского, теоретические основы концепции обучения М.М. Поташкина, в теории личностно-ориентированного образования, основанной на гуманистическом подходе к ребенку Е.В. Бондаревской, концепции содержания образования И.Я. Лернера;
инструктивно-методические материалы Министерства образования Ростовской области к типовому учебному плану (предметная область «Физическая культура»);
рекомендации в области физического развития молодежи, адаптированные к социально-экономическим и социокультурным особенностям развития донского региона в «Основных направлениях деятельности органов образования Ростовской области по обновлению содержания образования» П.Н. Тищенко, Г.Ф. Саенко, Д.М. Зембицкого.
В процессе работы по программе мною были использованы технологии, основанные на личностно-смысловой деятельности, формулирующего и проблемно-развивающего плана, технологии поэтапного формирования знаний и умений и коллективного способа обучения (КСО) и технологии состязательно-игровой деятельности.
На основании того, что в 8-е и 10-е классы лицея поступают учащиеся со всех школ города, даже области, уровень их двигательной подготовленности различен. Это отрицательно сказывается на физических возможностях обучающихся.
Исходя из этого, мною была составлена рабочая программа для обучающихся 8–11-х классов на основе следующих программ: комплексной программы для 1–11-х классов А.П. Матвеева, П.В. Петрова, программы с направленным развитием двигательных способностей В.И. Ляха и программы физического воспитания, основанной на одном из видов спорта (баскетболе) Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского, Б.И. Туркунова.
В процессе работы над реализацией программы, начиная с 2002 года, я занимаюсь разработкой системы внедрения домашних заданий для освоения учебного материала по физической культуре, развития двигательных качеств у обучающихся для успешного выполнения нормативов учебной программы и сдачи экзамена по физической культуре учащимися 9-х, 11-х классов.
Этапы отработки программы по внедрению домашних заданий:
Первый этап (ориентировочный). Психолого-педагогическое изучение обучающихся лицея на уровень физической подготовленности, состояние здоровья и физиологических особенностей.
Второй этап (подготовительный). Методическое осмысление целей и задач предметно-содержательной и процессуальной составляющей модели домашних заданий, конечного результата, медико-физиологических требований к обучающимся лицея, разработка программы и методического инструментария ее реализации (технологии, методы, приемы и формы обучения в их взаимосвязи), создание необходимой учебно-материальной базы. Установление связей с учеными, методистами РОИПК и ПРО г. Ростова-на-Дону.
Третий этап – начальный (начало эксперимента). Формирование интереса у лицеистов и их родителей к самостоятельным занятиям дома и начало учебно-воспитательного процесса на основе интенсификации физической подготовки на уроках.
Четвертый этап – экспериментальной апробации (самый продолжительный).
Освоение и совершенствование содержания (преимущественно его процессуальной составляющей, то есть методов, технологий, форм и др.) данной программы. Мониторинг результативности (на материале сравнения показателей 10-х, 11-х классов по полугодиям).
Пятый этап – заключительный. Подведение итогов за период апробации и выход на новый виток целей.
Ход разработки данной программы и ее апробации анализируется на заседаниях методического объединения лицея, педсовета и методического совета лицея.
Своим опытом по данной программе я делилась с коллегами на курсах повышения квалификации при РОИ ПК и ПРО в апреле 2004 года. Зачетом послужила творческая работа по проблеме внедрения домашних заданий по физической культуре учащимся 10-х и 11-х классов в МОУ: лицей «Многопрофильный» Октябрьского района г. Ростова-на-Дону.
Диагностическое тестирование учащихся 10-х, 11-х классов по физической культуре за 2003-2004 учебный год:
I аттестация (I полугодие):
Таблица успеваемости учащихся 10–11-х классов
Класс | Кол-во уч-ся | Оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» | «осв.» |
10А | 22 | 10 | 11 | 0 | 0 | 1 |
10Б | 21 | 7 | 7 | 7 | 0 | 0 |
10В | 23 | 13 | 5 | 5 | 0 | 0 |
10Г | 13 | 12 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Всего по 10 кл. | 79 | 42 | 24 | 12 | 0 | 1 |
11А | 21 | 10 | 8 | 2 | 0 | 1 |
11Б | 28 | 11 | 6 | 4 | 4 | 3 |
11В | 11 | 3 | 5 | 2 | 0 | 1 |
Всего по 11 кл. | 60 | 24 | 19 | 8 | 4 | 5 |
Всего по 10-11 кл. | 139 | 66 | 43 | 20 | 4 | 6 |
% успеваемости | 100 % | 47,5% | 30,9% | 11,5% | 2,8% | 4,5% |
II аттестация (II полугодие):
Таблица успеваемости учащихся 10–11-х классов
Класс | Кол-во уч-ся | Оценка |
«5» | «4» | «3» | «2» | «осв.» |
10А | 22 | 11 | 9 | 1 | 0 | 1 |
10Б | 21 | 7 | 9 | 5 | 0 | 0 |
10В | 24 | 14 | 5 | 4 | 0 | 1 |
10Г | 13 | 12 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Всего по 10 кл. | 80 | 44 | 24 | 10 | 0 | 2 |
11А | 21 | 12 | 8 | 0 | 0 | 1 |
11Б | 28 | 12 | 8 | 6 | 0 | 2 |
11В | 11 | 8 | 2 | 0 | 0 | 1 |
Всего по 11 кл. | 60 | 32 | 18 | 6 | 0 | 4 |
Всего по 10-11 кл. | 140 | 76 | 42 | 16 | 0 | 6 |
% успеваемости | 100 % | 55,3% | 30,2% | 11,5% | 0% | 3% |
Проверка остаточных знаний и умений после лета у учащихся по кроссовой подготовке показала, что только 5% уложилось в оценку «отлично».
Итоги I-й аттестации показали, что из 139 человек на «5» сдали 47,5% (по сравнению с первоначальным показателем – 5%), на «4» – 30,9%, на «3» – 14,3% и лишь 2,8% – не смогли выполнить нормативы.
Итоги II-й аттестации показали более высокие результаты. Из 139 человек выполнили нормативы на «5» –55,3%, на «4» –30,2% , на «3» –11,5%. Неуспевающих нет.
Помимо указанных количественных показателей следует отметить и ряд качественных:
улучшилось физическое здоровье и психологический тонус обучающихся, уменьшились пропуски занятий по болезни;
заметно возросла положительная мотивация учения, и учебные успехи улучшились не только по предмету «физическая культура», но и по другим предметам;
сформировались навыки самонаблюдения и саморегуляции, появилось убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни, понимание гармоничности физического и умственного развития;
работа с учащимися по внедрению домашних заданий, направленных на развитие их двигательных возможностей, способствует успехам на районных, городских соревнованиях.
Спортивные успехи учащихся МОУ: лицей «Многопрофильный» Октябрьского района:
на спартакиадах допризывников и призывников с 2000 по 2002 год занимали II-е и III-е места среди лицеев города. В составе сборной команды района в 2002 году заняли I место;
в легкоатлетическом кроссе в личном зачете лицеисты занимают призовые места: Титаренко М. – II-е место в 2003 году (район.), Матвеев В. – III-е место в 2003 году (район.);
в феврале 2004 года сборная команда лицея по баскетболу заняла I-е место в районных соревнованиях и V-е место в городе;
в октябре 2004 года сборная команда лицея по футболу заняла III-е место в районных соревнованиях;
в ноябре 2004 года сборная команда лицея по четырехборью среди учащихся 10-х классов заняла III-е место в районных соревнованиях;
в декабре 2004 года сборная команда лицея по настольному теннису заняла I-е место в районных соревнованиях и V-е место в городских соревнованиях.
Свой опыт работы я представляла на заседаниях районного методического объединения учителей физической культуры с докладом на тему: «Физкультурно-массовая и спортивная работа среди учащихся лицея».
Начиная с 2002–2003 учебного года, являюсь участником и победителем в личном первенстве спартакиады учителей города по таким видам спорта, как плавание – III-е место, стрельба – III-е место, настольный теннис – III-е место. Сборная района в 2004 году заняла III-е место в городской спартакиаде.
В мае 2003 года в составе команды Октябрьского района участвовала в областных туристических соревнованиях работников образования, где команда заняла почетное IVместо.
Своим опытом я делюсь со слушателями курсов областного ИПК и ПРО. На методическом совете лицея выступила с докладами: «Здоровьесберегающие технологии», «Здоровый образ жизни».
Возглавляю лицейское методическое объединение учителей физической культуры.
Автор самоанализа Л.Н. Крыгина
Директор лицея Г.К. Азарова
Председатель МО
учителей физкультуры
Октябрьского р-на А.И. Орлов