Детское общественное движение и ученическое самоуправление являются важнейшими факторами социализации ребенка, позволяющими эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития государства в новом тысячелетии. В связи с этим значительно возрастает роль общественной организации, органов самоуправления учащихся и общественного объединения детей, которые создают условия для адаптации детей в постоянно изменяющемся обществе, для активного социального становления, для творческого развития.
Понимая важность проблемы социальной адаптации, была разработана авторская программа деятельности детского общественного объединения «Непоседы» «Планета детства» которая учитывает традиции, сохраняет и приумножает ритуалы, решает проблему преемственности и создания информационного пространства детского общественного объединения.
Программа готовит подростков к личностному и гражданскому определению, учитывает меняющиеся с возрастом ребячьи интересы, обеспечивает сотрудничество детей и взрослых, предоставляет каждому члену объединения показать, на что он способен.
Программа является комплексной и долгосрочной, рассчитана на 3 года Детское общественное объединение «Непоседы» было основано в 2001 году. Наш девиз: «Ни дня без доброго дела»
«Непоседы» - самоуправляемое (руководство осуществляется органами самоуправления), добровольное (вступление по желанию), самостоятельное (сами выбираем цели, средства и формы деятельности) объединение детей и подростков 10-14 лет, ориентированное на идеалы гуманного и демократического общества.
Сегодня ДПО объединяет ребят 5-8 классов, из них 74 пионера. Высшим органом самоуправления детского объединения является собрание, которое проводится 2 раз в год. Исполнительным органом является Совет параллелей.
Задачи:
· Стимулировать социальную активность ребят, приобщить их к разнообразному социальному опыту современной жизни.
· Продолжить формирование у ребят гражданско-патриотических чувств, чувства сопричастности к судьбе Отечества.
· Развивать природные задатки, творческие и лидерские качества ребят, склонности и способности в разнообразных сферах деятельности и общения.
· Формировать у ребят представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.
· Развивать традиции преемственности.
· Обеспечить информационную поддержку деятельности детского общественного объединения.
Реализуя данную программу, детское общественное объединение выполняет следующие функции:
Организаторская – способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в объединении.
Информационная – обеспечивает информирование членов детского общественного объединения и социума о деятельности.
Регулятивная – становление подростка в организации.
Коммуникативная – формирует навыки межличностного общения: «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок-общество».
Актуализационная – помогает ребёнку самореализоваться, самоутвердиться, самоопределиться.
Адаптационная – создание условий для вхождения ребёнка в мир взрослых, психологического комфорта при совместной деятельности.
Содержание программы предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».
1. Образовательное направление – школа актива
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 1 раз в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 25 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
способствовать развитию коллектива.
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!»
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Задачи направления:
укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни;
учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия
и акции по здоровому образу жизни.
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!» В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.
Задачи направления:
способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности
ребёнка;
развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!»
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
продолжить сотрудничество с подшефным детским садом, младшими школьниками, Льговским детским домом, Советом ветеранов;
оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.
5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?»
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт ребёнка 10–14 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
способствовать становлению и развитию коллектива.
Программа предполагает установление контактов с общественными организациями, учреждениями, и их представителями для осуществления совместной социально – значимой деятельности. В рамках программы предполагается сотрудничество с администрацией школы, с советом ветеранов и другими организациями.
Формы работы:
· встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и оказания им посильной помощи;
· благотворительные акции «Чистый двор», «Родному селу – чистый водоём
· организация концертов, акций, поздравлений, сюрпризов;
· участие в районных соревнованиях «Зарница»;
· возложение гирлянды Памяти к памятнику неизвестному солдату;
· сбор поискового материала о ветеранах войны и труда, жителях своего села;
· благоустройство территории сельского кладбища;
· реализация социальных проектов.
Традиционные мероприятия, проведенные в ДПО «Непоседы»
Перед старшей вожатой стоит следующая цель – приобщить детей и подростков к ценностям более высокого уровня, ориентация на которые рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности; научить детей общаться друг с другом и окружающими, приобщить к совместному труду и отдыху.
В школе работает ДПО «Непоседы», которое включает в себя ребят в возрасте 11-14 лет, активно принимающих участие в жизни школы. В начале учебного года на заседании совета параллелей был составлен план работы детского объединения на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы. Также был составлен план заседаний совета параллелей.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
31 октября в детской организации «Непоседы» прошла интересная игра-путешествие «Под алыми парусами» на остров пионерских сокровищ. Пионерия! Есть на Земле огромная страна, Там правит смех, задор, и красота. Как в сказке, по законам зла, добра, Там детство поднимает паруса. Все пионеры добросовестно готовились к проведению игры: повторяли пионерские законы, основные даты пионерского движения, интересные игры. Отряды подготовили название, девиз, эмблемы. Каждый отряд совершил путешествие согласно выданным маршрутным листам. На каждой из станций «Остров памяти», «Игровая», «Залив удачи», «Остров желаний» пионеров ждали интересные и увлекательные испытания. Команды постарались набрать как можно больше очков, выполняя задания. Борьба была на равных, в результате победила дружба. Из пионеров выдвинутых каждым отрядом в совет параллелей, пионерам предстояло выбрать командира совета параллелей. Тайное голосование показало, что в первом туре командир не выбран. После дебатов, которые пройдут после каникул состоится второй тур выборов.
14 ноября для младших школьников был проведен "Праздник вежливых ребят"
Дети отправились в путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.
Там им встретились сказочные герои Мальвина и Буратино.Сказочник рассказал историю о девочке Маше, а королева Злючка, Невежа, Лентяйчик, Грубиянчик дали свои вредные советы. Но добрая фея помогла ребятам не воспользоваться этими советами, она рассказала им о таблице уважения. Школьники пообещали выучить таблицу уважения, как таблицу умножения. Праздник закончился песней "Дорога добра".
Пионеры поздравили учителей –ветеранов с Днем пожилого человека и Днем учителя. Цветы, поздравительные открытки, добрые слова, сладости, дарили ребята в этот день .
30декабря состоялись новогодние утренники для младших школьников.
Старшеклассники провели замечательно подготовленные театрализованные праздники для подшефных классов. Материал был продуман до мелочей, включая в себя не только яркую зрелищную часть, привлекающую воспитанников начальной школы, но и познавательные конкурсы. Веселые конкурсы, новогодние представления, песни, танцы, сладкие подарки от Деда Мороза и Снегурочки принесли много радости ребятам.
Среди учащихся много талантливых и творческих детей. Шоу -программа «Один в один» позволила ребятам 5-7 классов проявить свои артистические способности.
Приоритетной целью фестиваля «Детство без границ» является показ творческого потенциала детей. Свои работы отправили на конкурс «Полёт фантазии» Котова Н, Красникова И., Пташкин М, Тимиряева А, Горбенко К., «История моей семьи» Гекчакян Д.
6 марта в нашей школе праздновали Международный женский день.
Обучающиеся 5 – 7 классов приняли участие в конкурсной программе «Ты да я».
Конкурсы, шутки, номера художественной самодеятельности сделали мероприятие весёлым, интересным и запоминающимся.
Жюри оценивало достижения команд.
В канун 8 марта прошло интересное и увлекательное мероприятие для учащихся 1-4кл. –конкурсная программа « Мамочки и дочки». Самым добрым, самым красивым, самым любимым женщинам-мамам был посвящен этот праздник!
От каждого класса в конкурсе приняла участие пара- мамочка и дочка.
Хорошей традицией в нашем объединении стало ходить в гости в преддверии праздника Дня Победы. Обучающиеся нашей школы навестили ветеранов Великой Отечественной войны, что бы выразить слова благодарности и отдать дань уважения. Пионеры поздравили ветеранов войны, вручили цветы, подарки. У многих ветеранов уже слабое здоровье, но они очень радуются приходу ребят, рассказывают им о боевом пути, а школьники засыпают их вопросами. Какое счастье, что мы еще можем и пообщаться с людьми, благодаря которым мы живем в мирной стране.
«Пионерские встречи». Пионеры-исследователи встретились с 4-классниками, будущими пионерами. Они рассказали об истории пионерской организации ,показали в презентации, чем занимаются сегодняшние пионеры, ответили на интересующие их вопросы. А потом научили их правильно завязывать пионерский галстук.
Обучающиеся 5-11 классов приняли участие в викторине « Я помню, я горжусь!», посвященной 69-й годовщине победы в Великой Отечественной войне Целью мероприятия являлось гражданско-патриотическое воспитание молодежи, направленное на уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, а также воспитание чувства ответственности и гражданского долга. Увлеченно соревновались между собой три команды «Патриоты», «Курская дуга», «9 рота». На всех этапах викторины ребята показали знание истории Отечественной войны. Мальчики легко справлялись с вопросами о военной технике, девочки, блеснули при ответах на вопросы по краеведенью. Этап «А музы тоже не молчат» потребовал от участников не только музыкального слуха, но и знания песен о войне. Команды легко узнавали мелодии песен и исполняли их.
Традиционно 19 мая мы приняли участие в районном празднике – Дне рождения Пионерии. Самым активным участникам областного фестиваля «Детство без границ» вручили грамоты.