Самоуправление в классе.
Самоуправление в классном коллективе можно определить, как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности; стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей; воспитание у школьников демократической культуры; формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы); воспитание достойных творческих лидеров.
Создание структуры самоуправления в классе:
Высший орган - классное собрание; между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю; распределение общественных поручений между всеми учащимися. В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.
Цель: оказание помощи в решении проблем, развитие у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи:
- развить у детей коммуникативные навыки,
- формировать честную дисциплину среди школьников.
На классном собрании: не позволяйте детям осуждать или обвинять других; не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей; не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят; создавайте атмосферу сотрудничества. Правила организации и проведения классного собрания: попытаться самим решить проблему; не оказывать друг на друга никакого давления слушать друг друга и не перебивать.
Структура классного собрания:
Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися); изложение информации по проблеме; начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»; предложение решения проблемы; выбор решения; обсуждение предполагаемого результата решения; закрытие собрания.
Процедура классного собрания: школьники сидят по кругу; продолжительность собрания для школьников – 40 мин. Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив. Исключительной компетенцией собрания является: определение программы деятельности своего коллектива и его морально-этической основы; установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями; избрание исполнительных органов самоуправления; определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления; установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы; утверждение прав и обязанностей первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся; делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости; принятие решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления; координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности; установление контакта с органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности; определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы; установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе; внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Виды собраний: установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное, торжественное, тематическое.
Ведет классное собрание его председатель.
Участники классного собрания: Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса. Выбираются они на первом собрании класса, путем тайного голосования. А также председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Председатель Совета класса: совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся); отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе; формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; объявляет благодарность и налагает взыскания; контролирует выполнение поручений.
Заместитель председателя Совета класса: контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости; совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов; ведет работу с отстающими по предметам; организует проведение информационных часов в классе; замещает председателя Совета класса в его отсутствие.
Секретарь Совета класса: ведет классную документацию и отвечает за ее хранение; руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий; контролирует работу советов дела; информирует учащихся о работе Совета класса; организует работу оформительского центра; отвечает за оформление стендов.
В самоуправлении класса выделяются следующие центры:
трудовой;
оформительский;
спортивный;
организационный;
учебный;
военно - патриотический.
В каждом центре выбираются ответственные:
Ответственный за трудовой центр организует и контролирует дежурство по школе и классу; формирует дежурные группы; составляет график дежурств; отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря; руководит работой департамента труда класса; ведет документацию старшего дежурного.
Ответственный за оформительский центр занимается организацией выпуска поздравительных газет; оформлением классного кабинета; оформлением классного уголка; организацией работы редакционной коллегии; оформлением стендов.
Ответственный за спортивный центр в классе: формирует команду для участия в школьных соревнованиях; организует спортивные мероприятия в классе.
Ответственный за учебный центр: контролирует посещаемость и готовность к занятиям; осуществляет контроль за ведением дневников; ведет «Открытый журнал успеваемости»; совместно с председателем руководит группой консультантов; ведет работу с отстающими по предметам.
Ответственный за организационный центр отвечает за проведение культурных мероприятий в классе имеет команду из трех - пяти человек. Руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий; отвечает за организацию выходов в театр, кино; отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.
Ответственный за военно-патриотический центр организует работу по помощи ветеранов, поздравления их с праздниками, организует встречи с ветеранами и участниками военных действий. Ведет работу по подготовке к участию в военно-спортивных играх и несению вахты памяти.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Родительский комитет: рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива; решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.
Родительский комитет
Зам. председателя Председатель Секретарь
СОВЕТ КЛАССА
трудовой спортивный оформительский учебный
центр центр центр центр
военно-патриотический спортивный
центр центр