«Направления исследований по проблеме трудового воспитания"
Презентация подготовила студентка АПК 1-го курса 14 группы Карпенко Галина.
Макаренко Антон Семенович
1888 -1939 гг.
Основы трудового воспитания
Великий педагог Макаренко считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним. Воспитанники А. С. Макаренко обучались в школе и одновременно работали на производстве. Причем практика показала, что школьники с поразительной легкостью способны овладевать любыми производственными и организаторскими навыками. Воспитать чувство соревнования и взаимопомощи в коллективе помогает совместный труд. В семейном воспитании Антон Семенович советовал даже самым маленьким детям давать поручения, не разовые, а постоянные, рассчитанные на месяцы и годы, чтобы длительное время дети несли ответственность за их выполнение. Так, например, ребята могут накрывать на стол перед обедом, поливать цветы, производить уборку в комнате, следить за чистотой на письменном столе, ухаживать за цветами или обрабатывать какой-то участок семейного огорода.
А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в “Педагогической поэме” праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.«Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда»
В опыте А.С.Макаренко можно выделить три категории проблем трудового воспитания: 1. Проблемы содержания и стимулов трудовой деятельности воспитанников; 2. Проблемы организации трудовых коллективов детей, подростков и старшеклассников; 3. Проблемы трудовой дисциплины и педагогического воздействия в условиях общественно-полезной трудовой деятельности школьников.
Работы А.С. Макаренко , его теоретическое и практическое наследие стали основами, на которых решалась проблема трудового воспитания в отечественной теории и практике на протяжении всего XX века. А.С. Макаренко, рассматривая ребенка как будущего члена трудового коллектива, считал, что его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он готов к труду и как к нему относится. Основным направлением и целью воспитания, по мнению А.С. Макаренко, должно быть создание условий для успешной социализации личности, которая возможна при развитии у ребенка навыков труда и любви к труду.
Одной из главных задач трудового воспитания А.С. Макаренко считал формирование у детей творческого отношения к труду и отмечал, что для решения этой задачи необходимо, чтобы у ребенка образовалась прочная привычка к трудовому усилию, тогда даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.
Главным средством трудового воспитания, по мнению А.С. Макаренко, является постепенное «втягивание» детей в систематический труд, пробуждение трудового интереса к хозяйству, начиная с семьи.
А.С. Макаренко придавал коллективному труду, в котором осуществляется формирование нравственных качеств (коллективизма, товарищества, доброжелательности и т.д.). Учитывая возрастные особенности детей, А.С. Макаренко предлагал использовать разнообразные приемы руководства детским коллективом: справедливая оценка детской работы, запрещение стыдить, ругать ребенка за плохое ее качество, предложение ребенку самому исправить недостатки или сделать все заново, поощрение труда через признание работы ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!