СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная библиотека - информационный центр школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат о работе школьной библиотеки. Использовался как итоговая работа при прохождении курсов повышения квалификации

Просмотр содержимого документа
«Школьная библиотека - информационный центр школы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»







Отдел управления объектами

образования









Школьная библиотека информационный центр

учебного учреждения




Реферат

Чумак Светланы Владимировны,

слушателя курсов повышения квалификации библиотекарей системы образования,

библиотекаря ГБОУ «Краснокутская ООШ I-III ступеней»





Луганск

2016

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение…………………………………………………………….3

  2. Библиотека как центр информационной поддержки

и развития интеллектуального потенциала учащихся

2.1 Цель работы школьной библиотеки………………………… ..6

2.2. Основные направления работы школьной библиотеки……6

    1. Функции школьной библиотеки……………………………… 7

    2. Факторы, способствующие формированию активной

читательской деятельности…………………………………….8

    1. Мероприятия в школьной библиотеке ………………………10

2.6 Посредничество в учебно-воспитательном процессе ……..12

3. Заключение……………………………………………………........ .13

4.Литература……………………………………………………………15


























Школьная библиотека предоставляет

информацию и идеи, без которых

нельзя успешно функционировать

в современном обществе, ориентированном

на информацию знаний"

 Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО

  1. Введение

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Среди задач молодёжной политики была и остаётся задача обеспечения культурной преемственности поколений. В числе рождённых человеческой цивилизацией инструментов этого обеспечения, сохранения национально-культурной идентичности народов главнейшую роль играет книга. В начале XX1 в. подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных. Меняются практически все характеристики молодёжного чтения: его статус, длительность (время чтения на досуге), характер, тендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы, востребованные произведения. Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. В Проекте Манифеста ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций), в качестве одного из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки названа информационная подготовка юных граждан. Соответственно, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счёт превращения библиотеки в особый центр информационной подготовки подрастающего поколения. Специфика такого центра определяется тем, что учащиеся получают в нём особую – информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска с использованием как традиционной (ручной), так и новой информационной (информационно-коммуникационной) технологии: анализа и синтеза найденной информации, самостоятельной подготовки необходимых информационных продуктов – конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию. «Информационная грамотность — способность знать, когда информация необходима, уметь ее идентифицировать, получить доступ, оценивать и эффективно использовать информацию для решения вопроса или жизненно важной проблемы самостоятельно, поэтому такая грамотность — это ключевой компонент непрерывного образования, достижения экономического успеха и высокого качества жизни. В сегодняшнем информационном обществе обладание информационной грамотностью важно для достижения индивидуального успеха и национальной конкурентоспособности» [6; стр.17.18]

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках. Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

В настоящий момент образование переходит на новый этап своего развития, суть которого в том, что сегодня образование готово к установлению и внедрению новых стандартов, а современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации этих стандартов, для этого она должна иметь фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы. Библиотека становится самым демократичным центром доступа к информации, а библиотекарь всё больше играет роль педагога, способного обучить всех участников образовательного процесса основам информационной культуры. Важной становится роль библиотекаря как проводника во все возрастающих информационных потоках.

Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.



2. Библиотека как центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся

2.1 Цель работы школьной библиотеки

Наверное, нет человека, который бы не переступил порогу школьной библиотеки. В этом ее особенность, да еще и ответственность перед каждым посетителем: станет ли он в дальнейшем читателем публичной или специальной библиотеки, какую роль для него в жизни займут книга и информация. Миссия школьной библиотеки – привлечение учащейся молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Мы уверенно заявляем – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь молодёжь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.

2.2. Основные направления работы школьной библиотеки

Для решения стоящих перед библиотекой задач библиотекари используют различные средства и формы библиотечной работы. Они неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. “Библиотекарь в нашей стране не регистратор, не служащий, который смотрит, все ли книги на полках. Он принимает участие в формировании человека, его работа родная педагогической и писательской. Много, очень много зависит от него”1.

Книга остается немой лишь для того, кто не умеет вытянуть из мертвой буквы никакой мысли, а библиотекарь воплощает эти мысли в жизнь и помогает ученикам понять, что книга – главное средство обучения и получению нужной информации, потому что кто владеет информацией – тот владеет миром.

Сегодня школьную библиотеку надо рассматривать как информационный центр учебного заведения, цель которого – обеспечение информационных нужд и запросов учеников и учителей.

Основные направления работы школьной библиотеки, как информационного центра:

- изучение информационных нужд и запросов читателей;

- полноценное информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- информационная и методическая работа;

- формирование у учеников основ информационной культуры;

- массовая работа со школьниками.

- индивидуальная работа с читателями.

- комплектование библиотечного фонда.

- систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Ведь, если присмотреться внимательнее к реформам школьного образования, то сутью любого усовершенствования обучения есть самостоятельная работа с источниками информации. Итак, успех реформирования направления зависит от школьного библиотекаря, от его ориентирования среди источников информации и каналов к ним.

Действующее законодательство Луганской Народной Республики гарантирует каждому гражданину свободный доступ к сокровищам людской мысли, сосредоточенных в книгохранилищах, защищает права граждан на безвозмездное получение основных библиотечных услуг, обеспеченных бюджетным финансированием. Общие принципы работы библиотек также базируются на указах и постановлениях правительства, документах, которые регламентируют экономико-правовые аспекты их деятельности.


    1. Функции школьной библиотеки

Библиотека общеобразовательное учебного заведения - есть его обязательным структурным подразделом, который осуществляет библиотечно-информационное, культурно-просветительское обеспечение учебно-воспитательного процесса как в урочное, так и во внеурочное время. Свою деятельность библиотека организовывает совместно с педагогическим коллективом, согласно годовому плану работы, и регламентирующей документации, которая утверждается директором школы.

Помещение библиотеки нашей школы имеет общую площадь 30 м² и составляется из читального зала и книгохранилища для учебников. В читательском зале летом был сделан текущий ремонт

Библиотека выполняет все функции базовой модели школьной библиотеки:

  • информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учеников и учителей имеющимися учебниками по их запросах);

  • деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мер, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам, библиотечные уроки, беседы и др.);

  • меры в помощь развития информационной грамотности пользователей комплектования фондов;

  • ведение учетной и планово-отчетной документации

В своей работе необходимо ориентироваться на модель школьной библиотеки: библиотека — информационный центр.

Основное направление работы - справочно-библиографическое и информационное сопровождение всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учеников.

Вся деятельность библиотеки - это реклама ее ресурсных возможностей.

Школьная библиотека старается :

- обеспечить комфортность и высокое качество в обслуживании читателей,

- доступ к информации, как на бумажных, так и на электронных носителях,

- проводить меры, направленные на воспитание любви к чтению,

- повышению влечения к знаниям, воспитанию читательской культуры. Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения».


    1. Факторы, способствующие формированию активной читательской деятельности

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. Здесь учащимся прививается потребность в постоянном самообразовании, развивается воображение, воспитывается гражданскую ответственность.

Школьная библиотека имеет универсальный фонд. При комплектовании фонда учитывается углубленное изучение базовых дисциплин, профилизация классов. И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.

2.5 Мероприятия в школьной библиотеке

Книжный фонд и фонд учебников пополняется централизованно за счет государственного бюджета. Деятельность школьных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объем книговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированный справочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне.

С целью пополнения и возобновление библиотечных фондов школьной библиотеки уже на протяжении нескольких лет в школе проводится акция: « Книга – в дар родной школе». В результате проведения этой акции библиотека получает много хороших, интересных книжек, художественной литературы.

В библиотеке регулярно проводятся проводятся рейды- проверки с целью бережливого отношения к учебной книге. Результаты рейдов-проверок объявляются на школьной линейке.

Работает «книжная больница», где ученики помогают ремонтировать учебники и книги из художественной литературы.

Каждый год проводится «Неделя детской и юношеской книги»

Популяризация книги, литературы, путем книжных выставок, была и остается одним из главных задач школьной библиотеки.

Книжные выставки – это отобранные документы, чтобы вызвать внимание читателей, заинтересовать или удовлетворить существующий интерес к конкретной теме. Тематика выставок в школьной библиотеке довольно стабильная:«Тысяча мудрых страниц», «Сокровища книжных полок», «Новые книги нового века», «Скажи книге «ДА!». Из года в год отмечаются знаменательные события, тематические недели.

Располагается литература на полочках в зависимости от ее важности и от последовательности освещения вопроса. Главная задача выставок – поднять спрос на литературу из конкретной темы, чтобы соответственно планировать дальнейшую работу школьной библиотеки. Литература по актуальным вопросам современности продолжает пользоваться спросом и после закрытия данной темы.

Среди индивидуальных форм работы с читателями нужно выделить такие, как беседы разного характера и формы индивидуального информирования. Они позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывая его интересы и вековые особенности. Было проведено много бесед о рекомендованной литературе, о прочитанных книгах. Цель этих бесед состоит в привлечении пользователей к чтению литературы за интересами.

В читальном зале постоянно проводятся информационные минутки:

  • « О библиотечных правилах»,

  • « Тяжело ли поддерживать учебник в надлежащем состоянии»,

  • « Как книжка пришла к нам»,

  • «История создания книги»,

  • «Уважай и береги книгу»,

  • «Твой школьный учебник»,

  • «Здоровье — наиболее ценное сокровище».

Школьная библиотека - центр книги, информации, общение, который предоставляет свои ресурсы учителям, ученикам и родителям с целью поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей. Уровень достижений ученика в обучении определяется и оценивается способностью самостоятельно приобретать знание.

Информационная работа – обеспечение пользователей необходимой информацией, которые осуществляет библиотека путем предоставления информационных услуг. В течение многих лет в библиотеке практикуется такая эффективная форма работы, как предоставление пользователям информации с народоведческих, экологических, политических, исторических, краеведческих вопросов и по вопросам школьной программы,


2.6 Посредничество в учебно-воспитательном процессе

Неизменным направлением деятельности библиотек остается предоставления ученикам всесторонней помощи в овладении школьной программой. Школьная библиотека ведет индивидуальную работу с читателями (к написанию докладов, рефератов, произведений и так далее). Библиотекарь значительное внимание уделяет развитию творческих способностей одаренных детей, их всестороннему культурно-образовательному, духовному росту.

Мы подчеркиваем, что нет неинтересных дел, просто необходимо каждому развивать свои способности, таланты, реализовывать свои возможности для самовыражения. А библиотека, в свою очередь, должна предложить детям целый ряд литературы, согласно ним интересов, увлечений.

Одним из главных задач современной школьной библиотеки есть предоставление услуг с использованием аудиовизуальной техники, внедрение новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно–информационных процессов.

Школьная библиотека – это фундамент образования и самообразования. Школьная библиотека – это казна информации в школе. Она функционирует как связь между школой и обществом. Несмотря на существующее кое-где отношение к библиотеке – как к месту составления информации, главная функция библиотеки сделать информацию доступной.

Во время работы школьная библиотека должна стать информационным центром, который бы обеспечивал полноценное информационное наполнение.

Для того, чтобы школьная библиотека успешно работала в этом направлении, она должна быть обеспечена необходимым современным оборудованием, компьютерной техникой и программными продуктами. Необходимо в библиотеке создать комфортную среду, чтобы она превратилась в такую, которая бы включала как традиционные, так и мультимедийные технологии. Подключение к Интернету обеспечивало бы возможность находить для пользователей отдаленную от библиотеки информацию.





  1. Заключение

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником

Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов. Лишь объединяя усилия общеобразовательного учреждения и школьной библиотеки, всех учителей и школьного библиотекаря, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником. Ведь лишь от нас зависит, каким будет наше будущее поколение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бухаркина М.Ю. Формирование школьного информационного пространства на основе современных ИТ. — «Кирилл и Мефодий». http://edu.km.ru/sovet/tezisy_buharkina_0202.htm (02.2002)

  2. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

  3. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  4. Манифест школьной библиотеки ИФЛА / ЮНЕСКО //http://library.nie.by/sklib.htm

  5. От информационной грамотности – к информационной культуре: Методическое пособие для библиотекаря и учителя по использованию информационного интегрированного продукта «КМ-Школа». Часть1:Роль библиотеки в формировании информационной культуры. [Концепция формирования информационного общества в России].

  6. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/

  7. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. (Прилож. К жур. «Шк. Б-ка»: «Проф. б-ка шк. библиотекаря») – М.: БМУ, 2002. – 128 с.