Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №26»
Программа курса
для учащихся 9-11 -х классов
Школьные СМИ (сайт + газета)
Составитель: Бадагиева Е.З.
учитель информатики
высшей квалификационной категории.
г. Набережные Челны
Пояснительная записка
В связи с тем, что в последнее время особенно бурно идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникативными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным. Все больший вес в жизни людей занимает Интернет и технологии, связанные с работой в сети, умение создавать веб-сайты и заниматься разработкой печатной продукции. Свои личные сайты в Интернете и какую-либо печатную продукцию имеют практически все государственные учреждения, большие компании, мелкие предприниматели, магазины, библиотеки, школы, сады, ясли, Президент России и даже обычные люди. Но далеко не в каждом учреждении созданы все условия для реализации этих средств массовой информации (СМИ).
Этот курс для тех, кто готов освоить НТМL (язык конструирования сайтов), принять на вооружение те правила дизайна, которые не просто увеличивают число посетителей гипертекстовых страничек, но и улучшают «экологию» глобальной информационной сети, а также для тех, кто желает изучить различные программные продукты для разработки, вёрстки и выпуска своего печатного издания.
Курс включает в себя практическое освоение техники создания отдельных веб-страниц, тематических сайтов, информационно-справочных и иных сайтов, глубокое изучение Microsoft Office Publisher, основ вёрстки печатного издания и принципов печати документов.
Данный курс предполагает связь с другими учебными предметами и внешкольными дисциплинами: с помощью языка программирования НТМL можно создавать электронные учебники по различным предметам; при изучении вёрстки печатных изданий формируется общее представление в области типографической печати и навыках газетного дизайна и верстки.
Курс разбит на два раздела и рассчитан на 34 часа.
Цели курса
• научить ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, использовать его ресурсы для достижения своих целей;
способствовать формированию целостного представления об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины», научиться способам представления информации в сети Интернет;
показать возможности современных программных средств для создания сайтов и вёрстки печатных изданий;
способствовать развитию творческого и познавательного потенциала школьника, способствовать формированию его эстетической культуры;
способствовать формированию твердой жизненной позиции, патриотизма, веры в себя;
способствовать формированию элементов информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи курса
познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
способствовать формированию у обучающихся базовых представлений о языке гипертекстовой разметки НТМL;
освоить НТМL программирование;
изучить основы конструирования;
познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
изучить основы вёрстки печатных изданий;
изучить основы дизайна;
способствовать выработке у обучающихся навыков самостоятельной работы с компьютером и периферийным оборудованием;
способствовать формированию навыков работы в коллективе;
способствовать созданию собственной газеты.
Формы и методы обучения
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановки задачи, а затем консультирование обучающихся в процессе выполнения практического задания.
Для решения поставленных задач используется личностно - ориентированная педагогическая технология, в центре внимания которой находится неповторимая личность ребенка, стремящегося реализовать свои интересы и возможности. Технология коллективного взаимообучения способствует усвоению программного материала, каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других детей, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение.
Основной формой проведения занятий являются занятия в кабинете информатики. За компьютером могут заниматься по одному или по двое учащихся, по желанию. В результате складываются статические, динамические и вариационные пары, выполняющие одно задание из 4 частей.
Для обучения и развития способностей детей применяются методы и приемы им соответствующие: наглядно - практический, частично - поисковый, аналитический, синтетический, сравнение, и т. д. Выбор метода и приемов определяется целями каждого конкретного занятия.
Основные требования к знаниям и умениям
по окончанию курса обучающийся должен знать:
Санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда;
Структуру, стиль и внешний вид документа;
Структуру, стиль и внешний вид программ;
Сценарий гипертекстового документа;
Сценарий вёрстки печатного издания;
Грамматику и дизайн.
Понятия: гипертекст, браузер, тег, вёрстка.
по окончанию курса обучающийся должен уметь:
Редактировать текст;
Вставлять в сайт и газету графические изображения;
Работать в различных графических редакторах;
Создавать таблицы различной сложности;
Вставлять в сайт объекты анимации;
Создавать электронные учебники;
Печатать документы, печатные издания.
Программа курса
«Школьные СМИ (сайт+газета)»
Классы: 9-11 классы.
Количество часов: 34 часа
Образовательная область: «Информатика».
Профили: информационно-технологический, естественно-математический, художественно-эстетический.
Цели курса
• научить ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, использовать его ресурсы для достижения своих целей;
способствовать формированию целостного представления об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины», научиться способам представления информации в сети Интернет;
показать возможности современных программных средств для создания сайтов и вёрстки печатных изданий;
способствовать развитию творческого и познавательного потенциала школьника, способствовать формированию его эстетической культуры;
способствовать формированию твердой жизненной позиции, патриотизма, веры в себя;
способствовать формированию элементов информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические | Практические работы |
Введение | 1 | 1 | 0 |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. | 1 | 1 | - |
Создание школьного сайта | 20 | 5 | 15 |
2 | Изучение структуры школьного сайта | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Основы НТМL | 2 | 1 | 1 |
4 | Изучение дизайна и цветового оформления школьного сайта | 1 | 1 | - |
5 | Картинки и бегущие строки | 1 | - | 1 |
6 | Размещение графических объектов на школьном сайте | 1 | - | 1 |
7 | Гиперсcылки | 1 | - | 1 |
8 | Изучение навигации и знакомство с картой школьного сайта | 2 | 1 | 1 |
9 | Таблицы | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Фреймы. Изучение фреймовой структуры школьного сайта. | 2 | 1 | 1 |
11 | Работа с гостевой книгой школьного сайта | 1 | - | 1 |
12 | Создание многостраничного документа | 1 | - | 1 |
13 | Творческая работа: «Изготовление макета сайта» | 3 | - | 3 |
14 | Защита разработанных проектов | 2 | | 2 |
Создание школьной газеты | 13 | 4 | 9 |
15 | Культура: Информация. Общество | 1 | 1 | - |
16 | Введение в настольные издательские системы | 1 | 1 | - |
17 | Издательское дело в Microsoft Office Pablisher | 3 | 1 | 2 |
18 | Дизайн газеты. Изучение школьных газет. | 2 | 1 | 1 |
19 | Работа со страницами издания | 2 | - | 2 |
20 | Оформление титульного листа | 1 | - | 1 |
21 | Подготовка к печати | 2 | - | 2 |
22 | Печать школьной газеты | 1 | - | 1 |
| ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Содержание обучения:
Введение (1 ч)
Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Подготовка к разработке учебного проекта. Нацеленность учащихся на конкретный результат проекта, созданный ими как результат их самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Создание школьного сайта (20 ч)
Знакомство со школьным сайтом. Основы НТМL. Структура НТМL-файла. Заголовки, параметры шрифта и абзаца. Изучение структуры школьного сайта. Цвета и атрибуты. Изучение дизайна и цветового оформления школьного сайта. Картинки и бегущие строки. Тег IMG: кодирование, обязательные атрибуты. Тег- : кодирование, обязательные атрибуты. Размещение графических объектов на школьном сайте . Гиперсcылки. Изучение навигации и знакомство с картой школьного сайта. Таблицы. Табличные теги: ТАВLE, ТR, ТD. Оформление расписания на школьном сайте. Фреймы. Изучение фреймовой структуры школьного сайта. Работа с гостевой книгой школьного сайта. Создание многостраничного документа. Работа со страницами новостей на школьном сайте. Творческая работа: «Изготовление макета сайта». Защита разработанных проектов. Подведение итогов раздела.
Практические занятия:
Создание проекта «Школьный сайт глазами учеников».
Создание школьной газеты (13 ч)
Культура: Информация. Общество. От индустриального общества к информационному. Представление об информационной системе. Представление об информационной технологии. Введение в настольные издательские системы. Объекты печатного издания. Издательское дело в Microsoft Office Pablisher. Подготовительная работа. Изучение интерфейса программы. Сравнительная характеристика издательской системы Microsoft Office Pablisher и текстового редактора Word. Начало работы с издательской системой. Текст. Форматирование символов. Текстовый блок.
Правила набора текста, копирование, вставка, объединение. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Графические объекты. Приемы работы с объектами. Многоколонная верстка, правила объединения колонок. Приемы оформления. Основы работы с изображением. Изменение размера изображения, удаление и добавление объектов. Оптимизация графических изображений. Работа со страницами издания. Оформление титульного листа . Знакомство с видами принтеров. Подготовка к печати.
Правила печати печатных изданий, изучение настроек принтера. Подготовка издания к печати с учётом характеристик печати принтера. Печать школьной газеты.
Практические занятия:
Создание проекта «Школьная газета».
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации практической части программы необходим кабинет информатики, оснащенный:
техническими средствами обучения:
персональные компьютеры;
проектор;
модем;
сканер;
принтер;
интерактивная доска;
программными средствами обучения:
операционная система MS Windows XP и Office XP;
растровый графический редактор;
векторный графический редактор;
текстовый процессор Microsoft Office Pablisher;
архиватор WinRar.
Методическое обеспечение курса
Список литературы для обучающихся:
Электронные пособия
«НТМL-конструирование» - гипертекстовый учебник лаборатории.
АРМ «Проверка сайта» - проверка и оценка сайтов, обучение на типичных ошибках.
Дизайн.
НТМL-кодирование.
Учебные пособия
Левин А. Самоучитель полезных программ - М.: Издательский торговый дом «КноРус», 2010.
Татарникова Л., НТМL, Томск, 2003.
Миронов Д. Создание Web-страниц в МS Office 2003, Санкт-Петербург, 2009.
Усенков Д. Уроки Web-мастера, Москва. Бином, 2010.
Вовк Е.В. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе, газеты "Информатика в школе", 2008г.
Волков В. Понятный самоучитель работы в М8 \\Ю1Ш, издательство "Питер", Санкт-Петербург, 2008 г.
Список литературы для учителя:
Вагнер Р., Вайк А. JavaScript, Энциклопедия пользователя - К.: ООО «ТИД ДС», 2013.
Гарнаев А., Гарнаев С. WEB-программирование на Java и JavaScript - СПБ.: БХВ-Петербург, 2012.
Дуванов А. А. DHTML-конструирование - г. Информатика, 2009.
Дуванов А. А. JavaScript -конструирование - г. Информатика, 2010.
Сенокосов А. И. Лабораторные работы по JavaScript - г. Информатика, 2009.
Вовк Е.В. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе, газеты «Информатика в школе», 2008г.
13