Конспект уроков русского языка в 9 классе
Тема уроков: «Синтаксический разбор СПП»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания;
Ход урока:
Оргмомент, целеполагание.
А) заполнить «слепые» схемы: 1ая схема
Сложные предложения |
Союзные | ? | | |
СПП | ? | | |
? | изъяснительные | ? | ? |
2-ая схема
Придаточные предложения
| ? | Обстоятельственные | ? |
? | падежные вопросы | ? | ? |
Б) Составление кластера «Виды придаточных предложений»
Обобщение и систематизация изученного
1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)
Предложения бывают простые, сложные и составные.
Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.
Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются запятыми.
Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.
Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.
Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.
Ответ: 010110
2) Определить вид придаточного
Предложения с изъяснительным придаточным
Эта часть связана со словами в главном предложении, выражающими чувства (плакать, горевать, веселиться), речи (произносить, спрашивать, отвечать) и мысли (воображать, думать). Она раскрывает их смысл и отвечает на вопросы падежей: «чему?», «что?», «о чём?», «чем»:
Я спросил сестру, какой её любимый цвет.
Начальник попросил Марию, чтобы она больше не опаздывала.
Дима подумал, будто однокласснику стало плохо.
Сейчас мало кто знает, что значит выражение «бить баклуши».
Придаточное определительное
Поясняет лексему, стоящую в главном предложении, со значением предметности. Вопросы: «чей?», «какой?», «каков?»:
Дом, который принадлежал бабушке, почти разрушился.
Я вспоминаю те моменты, которые происходили со мной раньше, с улыбкой.
Мне нравятся места, где тихо и спокойно.
Нарисуй такую картину, чтобы глаз не оторвать.
Примеры предложений с придаточным образа действия
Включает в себя указательное слово «так», которое находится в главном предложении. Сообщает, каким образом выполняется действие:
Нужно выкладываться на тренировках так, чтобы потом быть первым на соревнованиях.
Борис танцевал так, будто вокруг никого не было.
Я приготовила обед так, как просила мама.
Анна вела себя так, словно ей было что сказать.
Придаточное причины
Приводит причину, о которой упоминалось в главном предложении. Вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?»:
У сестры дома нет животных, потому что у неё аллергия.
Я не поеду в поход, поскольку не люблю долгие пешие прогулки.
Оля не подготовилась к экзамену, так как смотрела за младшим братом.
Он не ел мясо и яйца, ибо соблюдал пост.
Предложения с придаточным места
Относятся к наречиям («всюду», «там», «оттуда», «везде», «туда», «отовсюду»), а также к обстоятельству места. Вопросы: «откуда?», «где?», «куда?»:
Там, где живёт моя семья, красивая природа.
Оттуда, где виднелся лес, доносились странные звуки.
Куда курица, туда и цыплята.
Куда ты захочешь, туда мы и пойдём.
СПП с придаточным меры и степени
Характеризуют степень проявления действия, признака, качества. Относится к указательным лексемам «настолько», «так», «до того», «столько», «такой». Вопросы: «насколько?», «в какой степени?», «сколько?»:
Он разговаривал так громко, что слышали все соседи.
Роман выполнил задание быстрее, чем могла представить учительница.
Коля бегал так настолько быстро, что мама не могла его догнать.
Хулиган ударил так, что из носа пошла кровь.
Придаточное времени
Поясняют главную часть. Вопросы: «с каких пор?», «когда?», «как долго?»:
Когда закончились уроки, мы пошли в кино.
Пока я не уехал, я хочу тебя увидеть.
Как только село солнце, мы отправились домой.
После того как Валя прочла эту книгу, она долго не могла прийти в себя.
Придаточное уступительное
В главном предложении происходит действие независимо от того, о чём говорится в придаточной части. Вопросы: «вопреки чему?», «несмотря на что?»:
Я уйду с нелюбимой работы, кто бы что ни говорил.
Хотя мы хорошо отдохнули, но устали ещё больше.
Было очень холодно, хотя светило солнце.
Преподаватель отлично выглядел, несмотря на то что часто болел.
Примеры предложений с придаточным сравнения
Сравниваются два события:
Ребёнок прижался к матери, словно маленький котёнок.
Мы с новым знакомым долго беседовали, как будто знали друг друга давно.
Её глаза были синими, точно как море.
Гром гремел так, будто хотел напугать всех вокруг.
Придаточное условное
В зависимой части есть условие, благодаря которому совершается событие в главной части:
Если бы я выучил правило, то получил бы пятёрку.
Ты должен много трудиться, коль хочешь стать настоящим человеком.
Раз уж Катя обещала помочь, отказываться уже нельзя.
Раз ты молчишь, я сам тебе расскажу правду.
СПП с придаточным следствия
Приводят результат того, о чём было сказано в главном предложении («что явилось следствием?»):
Оксана Игоревна заболела, вследствие чего не пришла на работу.
Пошёл дождь, в силу чего все дороги к селу размыло.
В детском саду шумно, так что не слышно голоса воспитателя.
Ветер срывает листья с деревьев, так что они поднимаются вверх и танцуют вальс.
Таким образом, в русском языке есть предложения с разными видами связи. Чтобы понять, какое значение выражает придаточное, необходимо проанализировать контекст.
По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).
2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)
За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).
Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).
Медведь стоял там, где стоял лось .( место).
Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)
3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки в учебнике)
Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения
[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).
[ - = и = ], (как = - ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
(Кто там живёт), [не знал я раньше].
(Кто = ), [ = - ],
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть - придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).
[ - = ], (которую = - ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].
[ , (когда = ), = и = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.
[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[ - = ], (как , (на котором - = ), - =, = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.
[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
[ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.
Подведение итогов.