СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система подготовки к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация знаний при подготовке к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«"Система подготовки к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12













Авторская разработка



"Система подготовки к ОГЭ по русскому языку по разным разделам науки о языке".





Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.















г.Березники - 2025 г.





Выполнить задания.

1. Выписать цифры, на месте которых

должны стоять запятые.

Телега (1) доверху наполненная тюками с пряжей (2) медленно (3) скрипя (4) колёсами (5) поднималась (6) на крутой берег.


7. В каком ряду все слова пишутся

через дефис?

1)как(нибудь), послушай(ка), как(бы);

2)всё)таки), (по)русски, (пол)ящика);

3)(по)моему, (сельско)хозяйственный, (унтер)офицер;

4)(юго)восток, что(ли), (по)одному.


2. Укажите предложения с пунктуационной

ошибкой.

1) В жизни случается всё: и горе, и обиды и

всякие невзгоды.

2) Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,

ни неба.

3) Солнце покрыло землю мягкими и

тёплыми лучами, и наполнило долину

теплом.

4) Щедр на слова, да скуп на дела.


8. В каком примере пишется Н?

1) нетле..ый,

2) урага..ый,

3) погаше..ый,

4) записа..ы.


3. Выписать цифры, на месте которых

должны стоять запятые.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том (5) что он увидел одарённость Андрея Рублёва (6) и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.


9. В каких словах пропущена гласная Е?

1) фланел..вый

2) удва..вать

3) овлад..вать

4) хитр..нький

4. Выписать цифры, на месте которых

должны стоять запятые.

В числе чудаков (1) живших в Москве (2) в грибоедовские времена (3) был человек (4) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (5) Максима Петровича.


10. В каком предложении оба

выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)НУТРИ помещения библиотеки было

тепло и уютно, (ПО)ЭТОМУ уходить

отсюда не хотелось.

2) Для того ЧТО(БЫ) попасть на поляну,

нужно было пробраться ЗА (ТО) озеро,

которое находилось слева.


5. Укажите правильное объяснение

постановки запятой или её отсутствия в

предложении.

На земле жилось нелегко ( ) и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

1) Простое предложение с однородными

членами, перед союзом И запятая не

нужна.

2) ССП, перед союзом И нужна запятая.


11. В каком примере на месте пропуска

пишется Ь?

1) Всех запомн..м, никого не забуд..м.

2) В лесу легко дыш..тся.

3) Над рекой стел..тся туман.

4) Поклон..шься и кошке в ножки.

6. Выписать цифры, на месте которых

должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль (1) которая (2) кажется (3) верной (4) но боишься поверить ей. Но потом видишь (5) что та мысль (6) которая (7) быть может (8) и странная (9) на самом деле самая простая истина.


12. В каком ряду во всех словах

пропущена безударная гласная,

проверяемая ударением?

1) д..таль, зап..реть, пост..новка;

2) сх..матичный, подп..вать, пом..риться;

3) перег..реть, л..гендарный, в..снушки;

4) к..льцевой, отр..стил, потр..сённый.


Вариант №1.


1. Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и

туманы казалось мне исполненным

невиданной прелести.

Задания.



1) Выписать СПП, расставляя запятые.

2) Выписать предложения № 4, 6

Определить тип этих предложений,

подчеркнуть грамматические основы.

Расставить запятые.

3) Выписать сложное предложение, в

составе которого есть деепричастный

оборот и причастные обороты.

4) Выписать простое предложение с

причастными оборотами.

5) Выписать предложение с однородными

членами и обобщающим словом.

Расставить знаки препинания.

6) Выписать предложение, где главные

члены выражены именами

существительными. Расставить знаки

препинания.

2. Освежали знойную атмосферу летнего

полудня струи фонтана искрившиеся на

солнце и стремившиеся в небо.

3. Земля по которой мы едем уходит вниз мягко

опускаясь к озеру.

4. Он зажёг несколько свечей и теперь можно

было оглядеть комнату.

5. Ветер шумя и шелестя бежал с полей и

зелёно-золотая иволга проносилась над

белыми цветами за болтливыми галками

обитавшими на чёрных чердаках пахнущих

старыми кирпичами.

6. Ничего не было известно о происхождении

этого минерала и строились самые

фантастические предположения.

7. Богатый внутренний мир это не только

книги музыка интерес к театру понимание

природы любовь к искусству но и способность

души видеть и чувствовать прекрасное.







Для проверки. Вариант №1.



1. Всё это: и ночь, и даль, и горы, и звёзды, и

туманы – казалось мне исполненным

невиданной прелести.

Задания.



1) Выписать СПП, расставляя запятые. № 3

2) Выписать предложения № 4, 6

Определить тип этих предложений,

подчеркнуть грамматические основы.

Расставить запятые. ССП.

3) Выписать сложное предложение, в

составе которого есть деепричастный

оборот и причастные обороты. № 5

4) Выписать простое предложение с

причастными оборотами. №2

5) Выписать предложение с однородными

членами и обобщающим словом.

Расставить знаки препинания. №1

6) Выписать предложение, где главные

члены выражены именами

существительными. Расставить знаки

препинания. №7

2. Освежали знойную атмосферу летнего

полудня струи фонтана, искрившиеся на

солнце и стремившиеся в небо.

3. Земля, по которой мы едем, уходит вниз, мягко

опускаясь к озеру.

4. Он зажёг несколько свечей, и теперь можно

было оглядеть комнату.

5. Ветер, шумя и шелестя, бежал с полей, и

зелёно-золотая иволга проносилась над

белыми цветами за болтливыми галками,

обитавшими на чёрных чердаках, пахнущих

старыми кирпичами.

6. Ничего не было известно о происхождении

этого минерала, и строились самые

фантастические предположения.

7. Богатый внутренний мир – это не только

книги, музыка, интерес к театру, понимание

природы, любовь к искусству, но и способность

души видеть и чувствовать прекрасное.



Вариант №2.


1. Неожиданно над степью подул лёгкий ветерок

принося с собой еле уловимый аромат земли

недавно освободившейся из-под снега.

Задания.



1) Выписать СПП, расставляя запятые. 5

2) Выписать ССП, расставляя запятые.7

3) Выписать простые предложения с

деепричастным и причастным оборотами.

Расставить запятые. 1, 4, 6

4) Выписать простое предложение с

причастным оборотом. 2

5) Выписать простое предложение с

деепричастным оборотом. 3

6) Указать номер предложения, в составе

которого сказуемое выражено кратким

причастием. 5

2. Дом стоял посреди степи ничем не

огороженный.

3. Привыкнув к людям бобры не страшились

выходить днём из своих хаток.

4. Перебравшись через топь мы увидели

небольшую тропинку протоптанную какими-то

животными и углубились в чащу леса.

5. Искусствоведы убеждены что работая над

образом поэта Николая Алексеевича

Некрасова что художник Крамской

использовал созданные им ранее этюды и

даже автопортреты поэта.

6. Ни на минуту не умолкая шумели воды

прилива набегали грохочущие волны

бьющиеся о подножье горы.

7. Серп молодого месяца появился на

пестреющем звёздами небосклоне и от него

иссиня-чёрная поверхность моря приобрела

зеленоватый оттенок.






Для проверки. Вариант №2.



1. Неожиданно над степью подул лёгкий ветерок,

принося с собой еле уловимый аромат земли,

недавно освободившейся из-под снега.

Задания.



1) Выписать СПП, расставляя запятые. № 5

2) Выписать ССП, расставляя запятые. № 7

3) Выписать простые предложения с

деепричастным и причастным оборотами.

Расставить запятые. № 1, 4, 6

4) Выписать простое предложение с

причастным оборотом. №2

5) Выписать простое предложение с

деепричастным оборотом. № 3

6) Указать номер предложения, в составе

которого сказуемое выражено кратким

причастием. №5

2. Дом стоял посреди степи, ничем не

огороженный.

3. Привыкнув к людям, бобры не страшились

выходить днём из своих хаток.

4. Перебравшись через топь, мы увидели

небольшую тропинку, протоптанную какими-то

животными, и углубились в чащу леса.

5. Искусствоведы убеждены, что, работая над

образом поэта Николая Алексеевича

Некрасова, что художник Крамской

использовал созданные им ранее этюды и

даже автопортреты поэта.

6. Ни на минуту не умолкая, шумели воды

прилива, набегали грохочущие волны,

бьющиеся о подножье горы.

7. Серп молодого месяца появился на

пестреющем звёздами небосклоне, и от него

иссиня-чёрная поверхность моря приобрела

зеленоватый оттенок.


Карточка для индивидуальной работы.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография.


1. Ночью развели огромный костёр на верху горы а я попытался всем объяснить

зачем это нужно было сделать.

2. Звуки скрипки неотчётливо раздавались в сумраке ночи и постепенно доходили

до глубины человеческого сердца.

3. Нерасчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

4. Окно было завешено тёмной тканью и в комнате стоял полумрак.

5. Андрей поспешно вошёл в ещё не оштукатуренную комнату.

6. Дневной зной был нестерпим зато ночь была так же великолепна как и прежде.

7. Я поливал саженец ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой

бояркой запорошенной цветами овитой листвой.

8. Снежок выпавший ночью и тающий у нас на глазах делает недалеко расположенный

холм ещё более скользким.

9. В мезонине было прибрано на обеденном столе обычно захламлённом

аккуратно разложены общие тетради, папки.

10. В господский дом Муму не ходила и когда Герасим носил в комнаты дрова всегда

оставалась позади и нетерпеливо выжидала его у крыльца чего не могла не заметить

барыня.


Задания.


1) Выписать предложения, состоящие из трёх грамматических основ. Расставить

запятые.

2) Выписать ССП, расставляя запятые.

3) Выписать простые предложения с причастными оборотами.

4) Выписать СБП, в составе которого есть причастный оборот. Расставить запятые.


5) Выписать простое предложение с необособленным причастным оборотом.


6) Выписать простое предложение с однородными сказуемыми.


7) Выписать простое предложение, в составе которого есть одиночное причастие.


8) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей звонкой

согласной.


9) Выписать полные страдательные причастия прошедшего времени.


10) В суффиксе причастия "разложены" пишется одна Н. Почему?













Карточка для индивидуальной работы.


Для проверки.


Синтаксис. Пунктуация. Морфология. Орфография.


1. Ночью развели огромный костёр на верху горы, а я попытался всем объяснить,

зачем это нужно было сделать.

2. Звуки скрипки неотчётливо раздавались в сумраке ночи и постепенно доходили

до глубины человеческого сердца.

3. Нерасчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

4. Окно было завешено тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.

5. Андрей поспешно вошёл в ещё не оштукатуренную комнату.

6. Дневной зной был нестерпим, зато ночь была так же великолепна, как и прежде.

7. Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой

бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой.

8. Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах, делает недалеко расположенный

холм ещё более скользким.

9. В мезонине было прибрано, на обеденном столе, обычно захламлённом,

аккуратно разложены общие тетради, папки.

10. В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда

оставалась позади и нетерпеливо выжидала его у крыльца, чего не могла не заметить

барыня.



Задания.


1) Выписать предложения, состоящие из трёх грамматических основ. Расставить

запятые. №1, 10,

2) Выписать ССП, расставляя запятые. №4,6

3) Выписать простые предложения с причастными оборотами. №7,8

4) Выписать СБП, в составе которого есть причастный оборот. Расставить запятые. №9

5) Выписать простое предложение с необособленным причастным оборотом. №5

6) Выписать простое предложение с однородными сказуемыми.

7) Выписать простое предложение, в составе которого есть одиночное причастие. №3

8) Выписать слова, написание приставки в которых зависит от последующей звонкой

согласной. Развели, разложены.

9) Выписать полные страдательные причастия прошедшего времени.

Нерасчищенные, оштукатуренную, запорошенной, расположенный, захламлённом.

10) В суффиксе причастия "разложены" пишется одна Н. Почему? Краткое причастие.