Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.
Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Перед учителями сегодня стоит задача по формированию системы универсальных знаний, умений, навыков и организации опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Достижение метапредметных результатов также является важным критерием в процессе оценивания предметных результатов.
Стандарт второго поколения предлагает ввести новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1. оценивание является постоянным процессом,
2. оценивание преимущественно должно быть критериальным (ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям);
3. критерии оценивания и алгоритм выставления оценки должны быть известны и педагогам, и учащимся;
4. система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Система оценки включает в себя:
- преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую учителем, работающим в классе;
-оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
-интегральную оценку, в том числе портфолио, выставки, презентации;
- самоанализ и самооценку обучающихся.
Также кроме оценки предметных результатов необходима система оценки метапредметных результатов.
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Оценку достижений метапредметных результатов подводят по итогам года. Мы можем оценить достижения метапредметных результатов одного ребенка или целого класса.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
- решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня); - проектная деятельность; - текущие, тематические, промежуточные и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; - комплексные работы на межпредметной основе, - мониторинг сформированности основных учебных умений.
Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться:
1) Портфолио учащихся,
2) таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», которые содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). 3) проверочные и контрольные работы, нацеленные на проверку регулятивных и познавательных УУД.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио учащегося. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.
На своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой и фронтальный виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
С 1 класса дети включались в творческий процесс, как формирующего, так и констатирующего оценивания, приобретая навыки и привычку к самооценке, взаимооценке, самоконтролю, участию в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполнения учебных действий. Работа проводилась в три этапа.
1 этап связан с качественно – эмоциональным оцениванием.
В первые дни особое внимание уделялось созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. Первоклассники в конце учебного дня подводили итоги своих достижений, вешали на веточки разноцветные листочки (красный лист – активная и результативная деятельность на уроках, желтый – участие во внеклассной работе и поведение на уроках, зеленый – доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками).



2 этап начался со второго месяца обучения. Он был связан с освоением компонентов учебной деятельности – контроля и оценки. Первоначально были введены 2 критерия: правильность и аккуратность. Для уточнения детского понимания смысла разных критериев использовалось фронтальное обсуждение заданий, выполненных учителем или от имени какого – либо персонажа. Постепенно вводились и другие критерии для оценивания. Контроль и оценивание работ учеников осуществлялся под моим руководством.
Озаглавливая линеечку, ребенок ставит на ней крестик, оценивая работу. Крестик ставится на самом верху, если ребенок считает, что сделал работу «абсолютно правильно», она - «самая аккуратная». Крестик ставится внизу, если ребенок считает, что работа «грязная» и «все неправильно». Крестик по середине означает, что «сегодня что-то не получилось, или допущено 1-2-3 ошибки». Собирая тетради, я обводила те оценки, с которыми согласна, это означает «Молодец! Ты умеешь оценивать свою работу». В случае не согласия, рядом рисовала свои линеечки и ставила оценку.
Постепенно появляются новые шкалы. Их появление связано с какой-либо актуальностью для класса или для конкретного ребенка. Например, трудность. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают над чем предстоит еще работать.
Приведем отрывок урока письма.
Учитель: Напишите строчную букву я в соответствии с образцом.
Учитель: Какое было задание?
Дети: Написать строчную букву я.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание?
Дети: соблюдаем наклон, высоту, ширину буквы, пишем аккуратно.
Результаты фиксируем на доске:
Наклон
Высота
Ширина
Аккуратность
Учитель: Приступаем к работе
Учитель: Как оценим работу?
Дети: С помощью волшебных линеечек.
Учитель на доске, а дети в тетрадях чертят 4 шкалы. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В-высота, Н- наклон, Ш-ширина, А- аккуратность) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил).
Учитель: оцените свою работу, поставив крестик на соответствующем делении.
Учитель: Удалось ли выполнить задание?
- Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваши крестики оказались на вершине?
К третьему классу ученики четко знают критерии оценки работ. Так, например, при решении задач выделили следующие критерии:
Правильно начерчена схема к задаче;
Верно записано решение (выражение);
Точно произведено вычисление;
Безошибочно записан ответ.
На уроках литературного чтения ученики понимают, что чтение оцениваться будет по следующим критериям:
Текст прочитан целыми словами.
Слова прочитаны правильно
Соблюдена интонация
Понятен смысл прочинанного.
При чтении стихотворения наизусть ребята выделяют следующие критерии:
Знание текста
Выразительность (интонация, паузы)
Громкость
Одновременно с самооцениванием обучаю взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребенку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
При формировании оценочной самостоятельности во 2 классе мы остановились на двух знаках:
! – знак уверенности и правильности выполнения работы;
? – знак сомнения.
В основу оценочной самостоятельности мы заложили критерии правильности. Также при работе с этими знаками идёт работа с эталонами. Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности (эталон).
Работа со знаками ведётся преимущественно в тетрадях на уроках русского языка и математики. Использование этих знаков мы осуществляем практически при каждом виде работы, выполняемом учащимися самостоятельно.
Эффективность использования этих знаков мы видим в следующем:
Экономность занимаемого места.
Осуществление учащимися предоценки и оценки правильности выполнения своей работы является формированием навыка самооценки и взаимооценки.
Учителю легко отследить процесс формирования учебных навыков учащихся.
Это способствует тому, что школьники учатся объективной проверке и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклас Фрагмент урока математики: Переместительное свойство сложения (сумма удобных слагаемых).
У: Что общего у этих выражений?
36+18+12= 24+37+16=
47+35+3= 47+38+13=
Какое задание можете предложить к этим выражениям?
- Решите выражения, записанные на доске. Все ли справились с заданием?
1-й шаг. В чем заключалось задание?
2-й шаг. Удалось получить результат?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой? Возникли сомнения?
4-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
-Покажите при помощи знаков ваш результат. В чем заключалась трудность?
У: Какие способы решения вы использовали? (обучающиеся предлагают разные варианты) Проверьте.
На этом примере я вам показала прием «шаги» и результат по «эталону».
Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности (эталон).
! – знак уверенности и правильности выполнения работы;
? – знак сомнения.
Фрагмент урока русского языка:
Я читаю предложения, а вы выписывайте только те слова, в которых мягкость согласных обозначается буквой Ь.
Пришла поздняя осень.
Был теплый летний день.
Весной так чудно поют воробьи.
Из школы шли мальчик и девочка.
Дети слепили снежную крепость.
Птицы вьют гнёзда на деревьях.
— Какие слова записали? (Осень, день, мальчик, крепость.)
Проверка. 1группа называет первое слово, если согласны –то показываете тыльную сторону ладошки, не согласны – обратную сторону. По итогам проверки выставляем себе оценку. По такому же принципу ведется работа на уроках математики при решении примеров, уравнений.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».
Также в работе используется шкала в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: чтение, составление вопросов, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;
- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по языку), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др.)
- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).
Все это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.
Я достаточно регулярно использую систему взаимоконтроля с опорой на текст при проверке словарных диктантов и диктантов под диктовку. Это задание развивает орфографическую зоркость учащихся и способствует более успешной проверке в дальнейшем своих собственных работ.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, и т.д. Во время сдачи устного зачета я могу пригласить одного ученика к доске, а остальные в это время будут отмечать его ошибки на листочках. Затем мы сверяем их замечания с моими, и самым внимательным я ставлю оценки. В будущем это позволит многим услышать (или увидеть) свою собственную ошибку и сразу же исправить ее.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Иногда в начале урока провожу динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным вопросам раздела, курса, который позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ использую индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. После оценки результатов письменных контрольных работ иногда приходится проводить коррекционную работу. На доске выписываю предложения, в которых допущены ошибки, и предлагаю ученику найти их, объяснить и привести 2-3 устных примера на этот же материал. Группа тоже приводит свои примеры. Иногда ребята делают то же самое письменно в тетрадях (3-4 примера на данную структуру) Спустя 2-3 дня этим же учащимся даю карточку с аналогичными заданиями, но в меньшем объеме, чтобы окончательно убедиться, что «белых пятен» не осталось. Оценки выставляю в журнал. Ребята уже привыкли к таким работам и в эти 2-3 дня стараются еще раз все как следует повторить.
При использовании технологии критериального оценивания меняется подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, каки типы заданий в ней предусмотрены, какими критериями они соответствуют и что необходимио для подготовки. К каждой контольной работы прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достиженияучащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов. После проверки о оценвания констатирующей работы помимо работы над ошибками, организуется таке рефлексивоне осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование коррекционной работы.
Выше описанная организация учебной деятельности представляется мне очень важной, поскольку только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, превращая их в задачи самообучения, а не воспринимая их как повод для обиды на критикующего или впадая в уныние и отказываясь от каких бы то ни было усилий.