СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы преподавателя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система содержит цели, задачи, направления, технологии, формы, местоды работы преподавателя школы искусств.

Просмотр содержимого документа
«Система работы преподавателя»

Система работы преподавателя Худяковой С.Ю.

Обучать — значит вдвойне учиться.

Жубер Ж.

C переходом Казахстанского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию, активной адаптации на рынке труда. В современном быстроменяющемся мире возникают новые социальные требования к сфере образования, а задача системы образования остается неизменной – воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений – думающих, ответственных перед обществом и сопереживающих за страну граждан.

Глаза ученика должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине. Он должен быть здоровым, подтянутым и крепким. Это высококлассный специалист, он социально активен, мобилен.

Так как внешкольные организации строят свою деятельность на принципах доступности, добровольности, то ребенок, пассивный в школе, может проявить свою творческую активность на занятиях в кружке, клубе, секции, студии, другом творческом объединении по интересам.

Проблемы одаренности в настоящее время актуальны во всем мире. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. В.А.Сухомлинский считал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства».

Мечтой большинства педагогических коллективов и любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Музыкальная школа имеет условия и возможность для претворения этой мечты в жизнь. Одно из правил моей работы – каждый пришедший в школу ученик - одарен, талантлив, а моя задача – найти и устранить те причины, которые мешают развиваться способностям и талантам ребенка.

Целью моей работы является воспитание гармонически развитой личности, музыканта – любителя или профессионала.

Задачи:

  • развитие исполнительских, музыкальных, технических знаний, умений, навыков;

  • воспитание самостоятельности, самоконтроля;

  • освоение навыков коллективного музицирования;

  • овладение приемами самообразования и самовоспитания;

  • развитие способности видеть и понимать гармонию и красоту, знать выдающихся деятелей искусства.

Работа строится по принципам доступности, наглядности, системности, саморазвития, информатизации, дифференциации, гуманизации.

Каждый школьник – уникально индивидуален и неповторим, т.е. общую задачу каждый ребенок решает в своем индивидуальном ключе: один быстро мыслит, но не умеет тщательно реализовать свой план, другие – медлительны, но педантичны; одни застенчивы, другие – самоуверенны и т.д., но при поддержке их индивидуальных особенностей могут успешно решить учебную задачу. Какие же различия между учащимися нужно учитывать для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку? Учащиеся отличаются друг от друга по показателям общего развития (в том числе по состоянию здоровья, работоспособности, выносливости), по типу памяти, степени концентрации внимания, скорости протекания познавательных процессов. Индивидуально – психологические различия учащихся проявляются и в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной деятельности. Необходимо учитывать также различия в быстроте и гибкости мышления учеников. Кроме того, «колебания» в успеваемости учащихся существенно определяются различиями в мотивации учебной деятельности. Поэтому проводится большая диагностическая работа: изучение мотивации обучения школьника, составляется диагностическая карта по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни, определяется тип памяти учащихся, модальность. Для выявления одаренности проводится следующая диагностика: «Какие предметы спрятаны?», «Запомни рисунки», «Нелепицы», «Запомни и расставь точки», «Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников» (Дж. Рензулли). Заполняется индивидуальная карточка учета динамики личностного развития учащихся, а со второго класса такую карточку начинает заполнять сам ученик, что дает ему возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои успехи. В этой карточке ученик оценивает такие качества, как терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность. В другой карте учета результатов обучения ученики оценивают свои успехи в учебе: теоретическую подготовку, практические умения, навыки, умение осуществлять учебно – исследовательскую деятельность, умение выступать перед аудиторией, оценивают свои достижения. Тестирование и диагностирование помогает осуществлять постоянное наблюдение за учащимися, организовывать их творческие наклонности, индивидуальные способности, дает возможность определить зону ближайшего развития учащегося, выявлять направленность склонностей и интересов детей. Также на основе диагностирования в конце первого класса происходит разделение учащихся на разные группы; используя дифференцированный подход в обучении, составляется индивидуальная программа, подбирается индивидуальный репертуар. Обязательным условием адекватного выявления учащихся с особыми способностями является регулярное проведение обследований. Такое усло­вие основано на том, что одаренность не является чем-то раз и навсегда данным и постоянно наличествующим. Психологическое сопровождение одаренных детей предполагает составление индивидуального маршрута. Программа составляется совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (преподаватель, администрация, родители, ученик).

Моя работа строится на основе модифицированной программы, составленной мною на основе государственной. В ней отражены цели и задачи обучения и воспитания, годовые требования по классам и группам (общеэстетическая, академическая, профессиональная). Программа была представлена на педсовете в 2008г, и рецензирована преподавателем по классу домра, руководителем предметно – цикловой комиссии русских народных инструментов ВК колледжа искусств им. братьев Абдулиных Т.В.Яговкиной.

Основной формой учебной работы является индивидуальные занятия с учеником. Индивидуальные занятия позволяют подходить к обучению ребенка дифференцированно, исходя из его данных, здоровья, цели его обучения, способностей. Ученик развивается и растет на глазах учителя, под постоянным его наблюдением.

На уроках уделяется большое внимание творческим навыкам: чтению с листа, транспонированию, ансамблевой игре, подбору по слуху, сочинению вариаций, самостоятельному разучиванию произведений. Ученики рисуют рисунки, сочиняют рассказы, пишут тексты к разучиваемым произведениям, готовят творческие исследовательские работы, сочиняют пьесы. Большое значение имеет работа с концертмейстером – это обогащает музыкальное представление ребенка об исполняемом произведении, воспитывает ансамблевые навыки, способствует активизации слуха. За время обучения учащиеся знакомятся с разными стилями и жанрами музыки. В учебный план включаются обработки народных песен и танцев, произведения русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов Казахстана, казахские народные кюи. В репертуар включаются произведения различной степени разучивания, завершенности исполнения: для показа на концертах, родительских собраниях, в порядке ознакомления. Для одаренных детей увеличивается объем изучаемого материала, уделяется большое внимание воспитанию навыков самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами, проводится интенсивное техническое развитие, воспитываются устойчивые концертно-исполнительские навыки. В урок входят следующие формы работы: разучивание музыкальных произведений, упражнения, гаммы, этюды, игры, творческая работа, самостоятельная работа, игра в ансамбле, исследовательская деятельность, рефлексия. Для создания ситуации успеха, развития исполнительских, артистических способностей, ученики исполняют произведения на классных часах, родительских собраниях, фестивале джазовой музыки, песенном фестивале, концертах в общеобразовательных школах. Уроки строятся в форме диалога, идет постоянная связь учитель – ученик, ученик – учитель. На уроках дети учатся говорить вслух, устно излагать свои мысли. Отношения с детьми строятся на основе уважения, сотрудничества, справедливости, доверия.

На каждого ученика в 1-м классе открывается портфолио. Портфолио – это диалог ученика с самим собой, со своими родителями. Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка. У каждого ребенка есть работы, которыми он может гордиться. Используя портфолио, учащийся не только хранит свои лучшие работы, грамоты, дипломы, но и систематизирует полезную и интересующую его информацию. Для повышения мотивации использую такие методы и приемы, как: создание положительной атмосферы в классе; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки; включение в урок познавательных игр; анализ жизненных ситуаций; использование информационно – коммуникативных технологий; самостоятельное выполнение детьми учебных действий, применение на уроках рабочих тетрадей; самоконтроль; отношение сотрудничества учителя и ученика. Обязательны во время урока физические минутки: упражнения на расслабление мышц игрового аппарата, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика; «Двигательные игры, тренинги» (Н.Дереклеева). На уроках развиваю психофизические качества: память, мышление, координация, внимание, воображение, фантазию, наблюдательность. Для этого использую следующие методики: «Упражнения для развития творческого мышления» (С.Гаврилина); «Иди сюда!», «Изобрази без предмета» (воображение и фантазия); «Послушай, поверь и себя проверь» (координация); «Сколько чего?» (внимание); «Чего не хватает?» (наблюдательность) (С.Шмаков). Одаренным детям необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Программа этого сопровождения включает несколько этапов: диагностический (наблюдения, беседы, тесты, анкеты); информационный (родительские собрания, создание базы данных одаренных детей); подготовительный (индивидуальный маршрут); развивающий (консультации в колледже искусств, портфолио); итоговый (конкурсы, открытые уроки, экзамены).

Темой моего самообразования является «Изучение и внедрение новых педагогических технологий». Постоянное знакомство с инновациями в образовании позволяет быть информированной, «держать руку на пульсе», вносить в образовательный процесс что-то новое. В результате, после знакомства с различными альтернативными и инновационными технологиями, я применяю на уроке такие технологии, как личностно-ориентированная, игровая, проблемного обучения, интенсивного развития, построение и решение ситуационных задач, информационно-коммуникативная. Второй год занимаюсь исследовательской работой «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся». Развитие умения самостоятельно работать – очень важное качество для любого ребенка, но для одаренных детей оно приобретает особое значение. Если ребенок умеет работать самостоятельно, он уже не монополизирует внимание учителей, родителей и других взрослых. Также ребенок может продолжить самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы. С 2011г в содружестве с преподавателями разрабатываю программу работы школы с одаренными детьми.

Большое значение в развитии одаренного ребенка имеет внеклассная работа. Подготовка и участие в классных часах, общешкольных праздниках самих учеников дает им возможность показать себя не только с профессиональной стороны, но и развить коммуникативные, креативные качества, узнать о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует к дальнейшей работе по самосовершенствованию. Индивидуальная воспитательная работа строится на основе диагностики сформированности функциональной грамотности (методика О.Акуловой), выявления уровня воспитанности. Применяю технологию воспитании толерантности (О.Воробьева)

Формами подведения итогов работы одаренного ребенка является выступления на концертах, экзаменах, творческих отчетах, открытых уроках, конкурсах. Анализируя выступления на академических концертах и технических зачетах, прихожу к выводу, что ученики добиваются хороших результатов. Все учащиеся сдают экзамены на «4» и «5», побеждают в школьных, районных, областных конкурсах. Качество знаний из года в год – 100%. С первого года обучения музыкально одаренный ребенок может принять участие в различных конкурсах: «Юный интерпретатор» для учащихся 1-го класса, где учащиеся играют произведение, рисуют к нему рисунок, читают стих или рассказ; «Юный виртуоз» для учащихся 2-го класса, где учащиеся исполняют этюд; «Юный музыкант» для всех учащихся, победители этого конкурса имеют возможность принять участие в районном и областном конкурсе «Юный музыкант», областном конкурсе славянской культуры общества «Лад», областных Молодежных Дельфийских Играх, Международном фестивале русской музыки.

Карта успешности учащихся класса

конкурсы

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011


Школьные

Iместо – 1 ученик

I место – 2 уч-ся,

III место – 3уч-ся

I место - 1

III место- 1

IV место - 2

Районные

II место – 1уч-ся

I место – 1уч-ся

Гран при - 1


Областной «Лад»

Диплом участника – 1уч-ся


I место – 1уч-ся


Областной «Юный музыкант»

Номинация «Лучшее исполнение кантилены» - 1уч-ся

Областные Дельфийские Игры


II место – 1уч-ся

I место– 1уч-ся


II место– 1уч-ся

Международный фестиваль

Диплом участника – 1 уч-ся

Диплом участника-1уч-ся

Диплом участника - 1


Успех детей я связываю с постоянным самообразованием, повышением уровня педагогического мастерства, использованием новых педагогических технологий, направленных на активизацию творческого мышления учащихся, развитие их самовоспитания и самопознания.

Еще одним видом моей работы является преподавание дополнительного инструмента (балалайка, гитара). Уроки посещают ученики не только народного отделения, но также и фортепианного. Свои навыки и умения, приобретенные на уроках по дополнительному инструменту, они применяют, играя в школьном оркестре русских народных инструментов. Это способствует повышению мотивации в обучении, развитию познавательных процессов.

Конечно, работа с одаренными детьми не обходится без помощи родителей. На все внеклассные мероприятия, концерты приглашаются родители, на родительских собраниях дети выступают с концертами – родители должны видеть успешность своих детей, результат их огромного труда, должны гордиться достижениями своих детей. Для выявления трудностей в воспитании, провожу анкетирование родителей, где выясняется, какие виды поощрения и наказания они используют, на основе каких знаний они воспитывают ребенка. После чего проводятся беседы, как индивидуальные, так и на родительских собраниях, рекомендую литературу по воспитанию, по организации режима нагрузок для одаренных учащихся. Обязательно согласование образовательного маршрута с родителями. Тест-прогноз «Способности ребенка. Как их распознать» помогает родителям определить, в какой области у ребенка есть способности. Тесты и анкеты «Портрет моего ребенка», «Знаете ли вы своих детей», «Достаточно ли вы контактны с детьми» помогают родителям в воспитании детей. В конце года на общешкольном родительском собрании вручаются грамоты в рамках конкурса «Страна Гармония – звездная страна». Все удачи и победы одаренных детей освещаются в СМИ (газета «ЛЗ Сегодня», «Уба-информ», «Рудный Алтай», энциклопедия «Одаренные дети – будущее Казахстана»).

Свой педагогический опыт по работе с одаренными детьми представляю на методических объединениях отделения и школы, технических минимумах, педсоветах, школьных и районных семинарах и конференциях, на открытых уроках и практических занятиях.

Являясь руководителем оркестра русских народных инструментов преподавателей школы искусств, участником ансамбля «Калинка», выступаю на концертах в Районном Доме Культуры, отчетных концертах школы, областных смотрах – конкурсах самодеятельных коллективов, Международном фестивале русской музыки. Участвуя в различных городских и районных мероприятиях, личным примером стараюсь показать, где можно применить свои умения, что является профориентацией и популяризацией народной музыки.

Только тот преподаватель, который «горит», может «зажечь» ученика. Работа с одаренными детьми требует от учителя обладания таких качеств, как: компетентность, доброжелательность и требовательность, креативность, оптимизм, увлеченность делом. Эти качества я стараюсь воспитывать в себе.

Выпускник должен выйти из школы здоровым, толерантным, творческим, способным к самообразованию, компетентным, конкурентоспособным гражданином своей страны.

Считаю, что дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Созданная система работы с детьми, имеющими признаки одаренности, обеспечивает психолого-педагогические условия для получения качественного образования учащегося, с учетом уровня его способностей и особенностей. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, – в развитии своих талантов. Вера двигает горы… Вера в ученика может поднять его на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский.