СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках истории и обществознания»


Кыштымова Е.Г.

МБОУ «Аршановская СШ»

«Техника смыслового чтения на уроках истории и обществознания»

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

В.А.Сухомлинский


(С1)Чтение является универсальным навыком. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

(С2)Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.

(С3)Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем (С4):

1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.

2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

(С5) Проблема: как научить наших детей эффективно работать с текстом на уроках истории и обществознания.

(С6) Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;

  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • умение определять основную и второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей.

Восприятие информации ребёнком

Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации (С7).

Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят.

Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый.

Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника.

Слайд (С9)

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования,   считает, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое  мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию.

Проблема учителя, по мнению Леонида Ястребова, в том, что в школах клиповомыслящих детей учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры и обученные учить именно по этим методикам.

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.

Кто виноват?

Специалисты считают, что люди с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, не связанных между собой телевизионных новостных материалов, беглого восприятия заголовков, пролистывания ленты друзей в социальных сетях, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочих феноменов, связанных с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.

Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации.

Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.

Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

Игра «Угадай песню» (С10)

1. Прием «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю».

Текст с пропусками предложил использовать психолог Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. Этот метод лежит в основе приема «Закрой окно».

У приема много « плюсов», он учит:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;

- находить в тексте нужную информацию.

Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Методика работы может быть различной: самостоятельная индивидуальная работа, работа под руководством учителя, (работа в парах, группах).

Прием можно использовать:

1.при изучении новой темы - Изучив материал параграфа, закройте окна- вставьте пропущенные слова,) - как вариант самостоятельного добывания знаний,

2. при контроле знаний - использовать в качестве проверки по изученной теме,

3. на этапе закрепления изученного материала

4.в качестве домашнего задания.

Если тексты разрабатываются по одному параграфу, при изучении новой темы, рабочий лист должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал параграфа. Можно предложить текст по целому разделу, если нужно провести контроль знаний по теме.

Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников и шестиклассников. Прием универсальный и используется в 5-9классах. (Приложение1)

Чтобы прием был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.

Прием относят к технологии активных методов обучения, поскольку присутствует элемент игры, но и частично относится к технологии критического мышления, т.к.учит ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, размышлять при решении учебно-познавательных задач.

Подобная работа проводится с текстами с ошибками.

2. Прием «Переводчик».

Работа с терминологией занимает на уроках истории и обществознания важное место.

Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно применять, начиная с 5 класса. Можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний, в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.

Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами. Приложение 2.

Прием помогает отработать исторические термины и понятия.




















Приложение 1.

«Закрой окно!»

Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (____________) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).















Приложение 2.

«Переводчик»

Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.

16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV.Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на__________________царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.

В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.

В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________ . В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.






ъ



свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает); свежая газета (новая); идет весна (наступает); свежая рубашка (чистая); идет снег (падает). Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому?

Характеристика ответов:

1) правильный подбор синонимов (свежий хлеб — мягкий). Ребенок называет слова, представленные выше;

2) объяснение смысла словосочетания в целом (его только что испекли; ее (газету) только купили);

3) замена имени существительного (идет весна — идет гроза; идет снег — идет метель).

Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей к осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: река бежит, человек молчит, чистая вода, мальчик бежит, лес молчит, чистая посуда, предлагая сказать по-другому.














Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.










…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали — мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: — Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать — это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение — лучшее в мире ученье!