Содержание учебного предмета
Тема года. Художник как свидетель истории - 35 часов.
Задачи развития на год:
1) формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;
2) включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;
3) углубление представления о природных формах в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство), биоархитектуре в разные периоды развития человечества;
4) освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).
Общеразвивающие направления. Формирование представлений о гармонии и красоте как вечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Реализация в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, роли искусства как духовной составляющей культуры.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Биопространство. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы. Микрокосмос.
Формирование представлений о форме в искусстве и в окружающей действительности. Биоформа. Творение формы по мотивам природы. Единство функции и формы в природе, жизни и искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре. Мотивы природы в застывших формах: природная форма и стилизация. Графическая грамота - рисование с натуры объектов природы, зарисовки и этюды фигуры человека в движении и в статике. Орнамент - метроритм, стилизация (работа в активном горизонтальном формате).
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в природе и декоративном искусстве. Цвет - форма - биоархитектура.
Освоение композиционных задач в искусстве. "Искусство и композиция" и коллективные пректы, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.
Роль изобразительного искусства в театре: композиционное решение сцены, оформление спектакля, костюм, афиша, грим, пригласительный билет. Природные закономерности распределения масс на плоскости, в объеме, пространстве.
Восприятие искусства и действительности. Формирование представлений о значении искусства в развитии цивилизации, реализации в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, социокультурной роли искусства, его духовной составляющей. Развитие заинтересованного отношения к природе, природным формам, пространству в природе. Понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры, ее отображение в творчестве художников разных исторических эпох.
1. Природа в изобразительном искусстве - 4 часа.
Тема 1. Природная среда как источник художественного вдохновения – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Работа с натуры: наброски и зарисовки.Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры
Тема 2. Природа в изобразительном искусстве – 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Мотивы природных форм и элементы стилизации и обобщения формы из реальной в декоративную.
Представление о творческой переработке природной формы художником
Тема 3. Мир живой природы глазами художника - 1час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Представление о художнике-анималисте.
Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении.
Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений о реальном и стилизованном изображении животных и птиц в изобразительном искусстве.
Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; соблюдение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика).
2. Природа и творчество - 3 часа.
Тема 5. Отражение природных форм в архитектуре - 1 час. Развитие фантазии и воображения. Освоение нового термина: архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди.
Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) -1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всей прилежащей территории («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв).
Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Творчество и жизнь Леонардо да Винчи: художник, учёный, инженер, изобретатель.
Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по наблюдениям за птицами, животными и др.
3. Художественное творчество и его истоки - 3 часа.
Тема 8. Наука и искусство - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.
Тема 9. Роль фантазии и воображения в искусстве - 1 час
Развитие фантазии и воображения.
Формирование творческого мышления школьников с помощью внедрения в процесс обучения механизма переноса знаний с одного искусства на другое, раскрытия выразительных и конструктивных особенностей произведений разных видов искусства: музыки и слова; слова и предложения; пространственного выстраивания композиции стиха, нот на нотном стане; композиции рассказа, пьесы и др.Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Фризовая композиция.
Тема 10. Художник и творческий процесс - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о замысле и художественном образе произведения искусства. Обсуждение размышлений художников о процессе работы над произведением.
4. Краткость и выразительность в искусстве - 3 часа.
Тема 11. Коллаж — особая форма искусства - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Дать представление о технике коллажа.
Техника выполнения коллажа и её применение.
Тема 12. Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках - 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Отображение культуры народа в его поэзии.
Различия западной и восточной культур в их отношении к природе.
Особенности жанра традиционной японской поэзии — хокку. Чтение текстов хокку и размышление над их содержанием.
Тема 13. Плакат и законы его построения. Плакатная графика - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Плакат как вид изобразительного искусства. Выразительный язык плаката. Текст плаката и изображение — это сжатый, ясный, лаконичный пластический язык. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате.
5. Искусство театра - 6 часов.
Тема 14. Театр — содружество всех искусств – 1 час.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Работа с музыкальным или литературно-поэтическим произведением.
Формирование представлений учащихся об особенностях оформления сцены. Экскурсия (очная или заочная) в театр. Знакомство с особенностями театра (вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная и др.)
Тема 15. Оформление спектакля. Художник в театре – 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Театральная площадка — предметно-пространственное окружение сцены. Элементы пространства сцены: авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство.
Тема 16. Театральный костюм – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к искусству театра.
Формирование представления о специфике сценария к театральной постановке, построенного по мотивам литературного произведения. Роль и значение общего оформления сцены к спектаклю и костюмов героев
Тема 17. Лицо, грим, маска -1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Грим и маска.
Разнообразие видов и форм грима, используемого в театре.
Отображение с помощью грима исторической эпохи, особенностей литературного произведения и характера героя.
Историческое ремесло создания маски.
Тема 18. Театральная афиша - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Афиша — лицо спектакля. Значение афиши для успеха спектакля
Тема 19. Пригласительный билет на спектакль – 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пригласительный билет — одно из условий успеха проводимого мероприятия (вечера, праздника, дня рождения и др.).
Значение художественного и декоративного оформления пригласительного билета, оригинального текста и грамотно подобранного шрифта.
6. Композиция и её роль в искусстве - 3 часа.
Тема 20-21 Архитектурная композиция – 2 часа.
Развитие фантазии и воображения.
Освоение закономерностей архитектурной композиции: композиционный центр, статика, ритм, динамика, симметрия, согласованность и гармония всех составляющих элементов.
Знакомство с четырьмя видами архитектурной композиции: фронтальной, трёхмерной, высотной, глубинно-пространственной
Тема 22. Композиция художественного произведения – 1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что композиция — это взаимодействие и особая гармония частей (объектов, элементов) художественного произведения, придающая ему единство и цельность.
7. Мироздание и искусство – 5 часов.
Тема 23-24. Западная и восточная модели в культуре человечества - 2 часа
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Знакомство с философией культур разных народов: западной и восточной моделью мировосприятия.
Западная культура — это культура света.
Восточная культура рассматривает мир как непрекращающийся процесс смены тёмного и светлого.
Тема 25. Миф (мифология) как образ мира- 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Национальные особенности мифологической картины мира.
Славянская мифология — это представление о национальном единстве, которое связано с идеей общности Святой Руси.
Средства художественной выразительности, которые использовали художники в передаче особенностей представлений русского народа о мире и о себе.
Принцип разделения в мифах разных народов. Символ единства — Мировое древо.
Тема 26. Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни – 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мифологическое значение слова «деревня».
Роль и значение расположения деревни в ландшафте. Нередко в больших деревнях (сёлах) центральное место отводилось православному храму. Церковь была центром сельского прихода (нескольких ближних деревень).
Мирское пространство деревни: расположение вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.
Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой.
Тема 27. Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений об архитектуре православных храмов. Характерные особенности храмов-монументов, их принадлежность разным архитектурным школам. Внутренняя структура храма и его убранствоТема 28. Шрифтовая композиция – 1 час.
Шрифт как выразительное средство графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.
8. История и искусство – 4 часа.
Тема 28. Восприятие истории посредством искусства - 1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Историческая картина.
Формирование представлений о мифологических персонажах, запечатлённых в литературе.
Отображение истории в картинах, гравюрах, скульптуре.
Документально-повествовательный исторический жанр.
Взаимосвязь содержания художественного текста и его иллюстраций.
Тема 29. Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики -1 час.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
История развития костюма. Обусловленность особых черт костюма климатом, национальной принадлежностью, характером основных занятий человека. Повседневная и праздничная одежда.
Народное и традиционное в современном костюме.
Тема 30. Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве -1 час.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Изображение животных на картинах, гербах, в литературных и мифологических произведениях, сказках, легендах, поэзии, музыке.
Тема 31. Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы» -1 час.
Развитие фантазии и воображения.
Информация, заложенная в символах. Использование символики в картинах, скульптуре, орнаменте.
9. Проекты – 2 часа.
Тема 32. Культурные достопримечательности города - 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Коллективная проектная работа, связанная с активной исследовательской деятельностью
Тема 33. Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»– 1 час.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование умения обобщать информацию, поступающую из разных источников, и грамотно её использовать в практике.
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция
10. Великие имена в искусстве– 2 часа.
Тема 34. Итоговая контрольная работа– 1 час
Тема 35. Великие имена в искусстве - 1 час.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, М.А. Врубеля, Ж.-П. Сёра, К.С. Петрова-Водкина и П. Пикассо.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Класс 7
Количество часов по учебному плану:
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 1.
Планирование составлено на основе Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изменениями от 28 октября 2015г. №3/15);
Учебник: Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ; Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2017
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов |
Природа в изобразительном искусстве | 4 |
2. Природа и творчество | 3 |
3. Художественное творчество и его истоки | 3 |
4. Краткость и выразительность в искусстве | 3 |
5. Искусство театра | 6 |
6. Композиция и её роль в искусстве | 3 |
7. Мироздание и искусство | 5 |
8. История и искусство | 4 |
9. Проекты | 2 |
10.Великие имена в искусстве | 2 |
Всего | 35 |
№
п/п
Дата
Название раздела, тема урока
Кол-во
часов
по плану
фактически
1. Природа в изобразительном искусстве
(4 ч.)
1(1)
Природная среда как источник художественного вдохновения
1
2(2)
Использование растительных мотивов в художественном творчестве
1
3(3)
Мир живой природы глазами художника
1
4(4)
Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве
1
2. Природа и творчество
(3 ч.)
5(1)
Отражение природных форм в архитектуре
1
6(2)
Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)
1
7(3)
Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней
1
3. Художественное творчество и его истоки
(3 ч)
8(1)
Наука и искусство
1
9(2)
Роль фантазии и воображения в искусстве
1
10(3)
Художник и творческий процесс
1
4. Краткость и выразительность в искусстве
(3 ч)
11(1)
Коллаж — особая форма искусства
1
12(2)
Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках
1
13(3)
Плакат и законы его построения. Плакатная графика
1
5. Искусство театра
(6 ч)
14(1)
Театр — содружество всех искусств
1
15(2)
Оформление спектакля. Художник в театре
1
16(3)
Театральный костюм
1
17(4)
Лицо, грим, маска
1
18(5)
Театральная афиша
1
19(6)
Пригласительный билет на спектакль
1
6. Композиция и её роль в искусстве
(3 ч)
20(1)
Архитектурная композиция
1
21(2)
Архитектурная композиция
1
22(3)
Композиция художественного произведения
1
7. Мироздание и искусство
(5 ч.)
23(1)
Западная и восточная модели в культуре человечества
1
24(2)
Западная и восточная модели в культуре человечества
1
25(3)
Миф (мифология) как образ мира
1
26(4)
Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни
1
27(5)
Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания
1
8. История и искусство
(4 ч.)
28(1)
Восприятие истории посредством искусства
1
29(2)
Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики
1
30(3)
Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве
1
31(4)
Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы»
1
9. Проекты
(2 ч.)
32(1)
Культурные достопримечательности города
1
33(2)
Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»
1
10.Великие имена в искусстве
(2 ч.)
34(1)
Итоговая контрольная работа
1
35(2)
Великие имена в искусстве
1