СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание учебного предмета, 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание учебного предмета, 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Содержание учебного предмета, 7 класс»

Содержание учебного предмета



Тема года. Художник как свидетель истории - 35 часов.



Задачи развития на год:

1) формирование представления о значении искусства в развитии цивилизации;

2) включение учащихся в процесс художественного творчества, погружение в символику изобразительного искусства и мифологию;

3) углубление представления о природных формах в искусстве (конструирование, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство), биоархитектуре в разные периоды развития человечества;

4) освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).

Общеразвивающие направления. Формирование представлений о гармонии и красоте как вечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Реализация в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, роли искусства как духовной составляющей культуры.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Биопространство. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы. Микрокосмос.

Формирование представлений о форме в искусстве и в окру­жающей действительности. Биоформа. Творение формы по мотивам природы. Единство функции и формы в природе, жизни и искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре. Мотивы природы в застывших формах: природная форма и стилизация. Графическая грамота - рисование с натуры объектов природы, зарисовки и этюды фигуры человека в движении и в статике. Орнамент - метроритм, стилизация (работа в активном горизонтальном формате).

Развитие представлений о цвете в искусстве и окру­жающем предметном мире. Цвет в природе и декоративном искусстве. Цвет - форма - биоархитектура.

Освоение композиционных задач в искусстве. "Искусство и композиция" и коллективные пректы, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.

Роль изобразительного искусства в театре: композиционное решение сцены, оформление спектакля, костюм, афиша, грим, пригласительный билет. Природные закономерности распределения масс на плоскости, в объеме, пространстве.

Восприятие искусства и действительности. Формирование представлений о значении искусства в развитии цивилизации, реализации в искусстве идеалов и особенностей культуры народа, социокультурной роли искусства, его духовной составляющей. Развитие заинтересованного отношения к природе, природным формам, пространству в природе. Понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры, ее отображение в творчестве художников разных исторических эпох.



1. Природа в изобразительном искусстве - 4 часа.

Тема 1. Природная среда как источник художественного вдохновения – 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Работа с натуры: наброски и зарисовки.Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры



Тема 2. Природа в изобразительном искусстве – 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Мотивы природных форм и элементы стилизации и обобщения формы из реальной в декоративную.

Представление о творческой переработке природной формы художником



Тема 3. Мир живой природы глазами художника - 1час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Представление о художнике-анималисте.

Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении.



Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве - 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений о реальном и стилизованном изображении животных и птиц в изобразительном искусстве.

Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; соблюдение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика).

2. Природа и творчество - 3 часа.



Тема 5. Отражение природных форм в архитектуре - 1 час. Развитие фантазии и воображения. Освоение нового термина: архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди.

Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) -1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всей прилежащей территории («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв).

Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней - 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Творчество и жизнь Леонардо да Винчи: художник, учёный, инженер, изобретатель.

Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по наблюдениям за птицами, животными и др.



3. Художественное творчество и его истоки - 3 часа.



Тема 8. Наука и искусство - 1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы.

Тема 9. Роль фантазии и воображения в искусстве - 1 час

Развитие фантазии и воображения.




Формирование творческого мышления школьников с помощью внедрения в процесс обучения механизма переноса знаний с одного искусства на другое, раскрытия выразительных и конструктивных особенностей произведений разных видов искусства: музыки и слова; слова и предложения; пространственного выстраивания композиции стиха, нот на нотном стане; композиции рассказа, пьесы и др.Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного украшения архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и ландшафтной среды. Фризовая композиция.

Тема 10. Художник и творческий процесс - 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представлений учащихся о замысле и художественном образе произведения искусства. Обсуждение размышлений художников о процессе работы над произведением.



4. Краткость и выразительность в искусстве - 3 часа.






Тема 11. Коллаж — особая форма искусства - 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Дать представление о технике коллажа.

Техника выполнения коллажа и её применение.



Тема 12. Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках - 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Отображение культуры народа в его поэзии.

Различия западной и восточной культур в их отношении к природе.

Особенности жанра традиционной японской поэзии — хокку. Чтение текстов хокку и размышление над их содержанием.



Тема 13. Плакат и законы его построения. Плакатная графика - 1 час.

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Плакат как вид изобразительного искусства. Выразительный язык плаката. Текст плаката и изображение — это сжатый, ясный, лаконичный пластический язык. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате.



5. Искусство театра - 6 часов.



Тема 14. Театр — содружество всех искусств – 1 час.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Работа с музыкальным или литературно-поэтическим произведением.

Формирование представлений учащихся об особенностях оформления сцены. Экскурсия (очная или заочная) в театр. Знакомство с особенностями театра (вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная и др.)



Тема 15. Оформление спектакля. Художник в театре – 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Театральная площадка — предметно-пространственное окружение сцены. Элементы пространства сцены: авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство.



Тема 16. Театральный костюм – 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Развитие интереса к искусству театра.

Формирование представления о специфике сценария к театральной постановке, построенного по мотивам литературного произведения. Роль и значение общего оформления сцены к спектаклю и костюмов героев



Тема 17. Лицо, грим, маска -1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Грим и маска.

Разнообразие видов и форм грима, используемого в театре.

Отображение с помощью грима исторической эпохи, особенностей литературного произведения и характера героя.

Историческое ремесло создания маски.



Тема 18. Театральная афиша - 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Афиша — лицо спектакля. Значение афиши для успеха спектакля



Тема 19. Пригласительный билет на спектакль – 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Пригласительный билет — одно из условий успеха проводимого мероприятия (вечера, праздника, дня рождения и др.).

Значение художественного и декоративного оформления пригласительного билета, оригинального текста и грамотно подобранного шрифта.



6. Композиция и её роль в искусстве - 3 часа.



Тема 20-21 Архитектурная композиция – 2 часа.

Развитие фантазии и воображения.

Освоение закономерностей архитектурной композиции: композиционный центр, статика, ритм, динамика, симметрия, согласованность и гармония всех составляющих элементов.

Знакомство с четырьмя видами архитектурной композиции: фронтальной, трёхмерной, высотной, глубинно-пространственной



Тема 22. Композиция художественного произведения – 1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Формирование представления о том, что композиция — это взаимодействие и особая гармония частей (объектов, элементов) художественного произведения, придающая ему единство и цельность.



7. Мироздание и искусство – 5 часов.



Тема 23-24. Западная и восточная модели в культуре человечества - 2 часа

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Знакомство с философией культур разных народов: западной и восточной моделью мировосприятия.

Западная культура — это культура света.

Восточная культура рассматривает мир как непрекращающийся процесс смены тёмного и светлого.



Тема 25. Миф (мифология) как образ мира- 1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Национальные особенности мифологической картины мира.

Славянская мифология — это представление о национальном единстве, которое связано с идеей общности Святой Руси.

Средства художественной выразительности, которые использовали художники в передаче особенностей представлений русского народа о мире и о себе.

Принцип разделения в мифах разных народов. Символ единства — Мировое древо.



Тема 26. Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни – 1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Мифологическое значение слова «деревня».

Роль и значение расположения деревни в ландшафте. Нередко в больших деревнях (сёлах) центральное место отводилось православному храму. Церковь была центром сельского прихода (нескольких ближних деревень).

Мирское пространство деревни: расположение вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др.

Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой.



Тема 27. Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания - 1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Формирование представлений об архитектуре православных храмов. Характерные особенности храмов-монументов, их принадлежность разным архитектурным школам. Внутренняя структура храма и его убранствоТема 28. Шрифтовая композиция – 1 час.

Шрифт как выразительное средство графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции.

8. История и искусство – 4 часа.



Тема 28. Восприятие истории посредством искусства - 1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

Историческая картина.

Формирование представлений о мифологических персонажах, запечатлённых в литературе.

Отображение истории в картинах, гравюрах, скульптуре.

Документально-повествовательный исторический жанр.

Взаимосвязь содержания художественного текста и его иллюстраций.



Тема 29. Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики -1 час.

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).

История развития костюма. Обусловленность особых черт костюма климатом, национальной принадлежностью, характером основных занятий человека. Повседневная и праздничная одежда.

Народное и традиционное в современном костюме.



Тема 30. Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве -1 час.

Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.

Изображение животных на картинах, гербах, в литературных и мифологических произведениях, сказках, легендах, поэзии, музыке.



Тема 31. Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы» -1 час.

Развитие фантазии и воображения.

Информация, заложенная в символах. Использование символики в картинах, скульптуре, орнаменте.

9. Проекты – 2 часа.

Тема 32. Культурные достопримечательности города - 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Коллективная проектная работа, связанная с активной исследовательской деятельностью



Тема 33. Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»– 1 час.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Формирование умения обобщать информацию, поступающую из разных источников, и грамотно её использовать в практике.

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция



10. Великие имена в искусстве– 2 часа.

Тема 34. Итоговая контрольная работа– 1 час



Тема 35. Великие имена в искусстве - 1 час.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, М.А. Врубеля, Ж.-П. Сёра, К.С. Петрова-Водкина и П. Пикассо.

Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.

Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников



Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



Класс 7



Количество часов по учебному плану:



Всего 35 час; в неделю 1 час.



Плановых контрольных работ 1.



Планирование составлено на основе Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изменениями от 28 октября 2015г. №3/15);




Учебник: Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ; Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2017




Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

  1. Природа в изобразительном искусстве

4

2. Природа и творчество

3

3. Художественное творчество и его истоки


3

4. Краткость и выразительность в искусстве


3

5. Искусство театра


6

6. Композиция и её роль в искусстве


3

7. Мироздание и искусство


5

8. История и искусство

4

9. Проекты

2

10.Великие имена в искусстве

2

Всего


35















п/п

Дата

Название раздела, тема урока

Кол-во

часов




по плану

фактически







1. Природа в изобразительном искусстве

(4 ч.)




1(1)







Природная среда как источник художественного вдохновения

1

2(2)







Использование растительных мотивов в художественном творчестве

1

3(3)







Мир живой природы глазами художника

1

4(4)







Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве

1

2. Природа и творчество

(3 ч.)




5(1)







Отражение природных форм в архитектуре

1

6(2)







Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан)

1

7(3)







Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней

1

3. Художественное творчество и его истоки




(3 ч)

8(1)







Наука и искусство

1

9(2)







Роль фантазии и воображения в искусстве

1

10(3)







Художник и творческий процесс

1

4. Краткость и выразительность в искусстве

(3 ч)

11(1)







Коллаж — особая форма искусства

1

12(2)







Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках

1

13(3)







Плакат и законы его построения. Плакатная графика

1

5. Искусство театра




(6 ч)

14(1)







Театр — содружество всех искусств

1

15(2)







Оформление спектакля. Художник в театре

1

16(3)







Театральный костюм

1

17(4)







Лицо, грим, маска

1

18(5)







Театральная афиша

1

19(6)







Пригласительный билет на спектакль

1




6. Композиция и её роль в искусстве

(3 ч)

20(1)







Архитектурная композиция

1

21(2)







Архитектурная композиция

1

22(3)







Композиция художественного произведения

1

7. Мироздание и искусство

(5 ч.)

23(1)







Западная и восточная модели в культуре человечества

1

24(2)







Западная и восточная модели в культуре человечества

1

25(3)







Миф (мифология) как образ мира

1

26(4)







Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни

1

27(5)







Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания

1

8. История и искусство




(4 ч.)

28(1)







Восприятие истории посредством искусства

1

29(2)







Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики




1

30(3)







Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве




1

31(4)







Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы»

1

9. Проекты




(2 ч.)

32(1)







Культурные достопримечательности города

1

33(2)







Проектная работа «Знаковые образы в искусстве»

1

10.Великие имена в искусстве




(2 ч.)

34(1)







Итоговая контрольная работа




1

35(2)







Великие имена в искусстве







1