| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
_____ __________/_____ «__» ___________ 2020г.
Сообщение
На тему: «Содержание и формы работы с семьёй»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Сигида Оксана
Ейск, 2020 г
Методы социально-психологической работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач в социальной работе. Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; обычно выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые.
Социально-психологические методы принято рассматривать как часть социальной работы. Большей частью концепцию методов понимают, как основные правила, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу и разумно действовать.
Среди видов и форм социально-психологической помощи, направленной на сохранение семьи, ее реабилитацию и поддержку, выделяют:
а) экстренную работу (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, подвергающихся жестокому обращению, находящихся в опасности);
б) социальную психологическую работу, направленную на поддержание стабильности семьи;
в) социальную работу, ориентированную на восстановление или развитие семьи и ее членов.
Ни для кого не секрет, что Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Возможны следующие формы социально-психологической работы социального работника: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование — это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы и семейного благополучия. Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и ир. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг — это применение коррекционных и обучающих методов, направленных на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция — это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия — это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
«Для достижения требуемых результатов социально-психологической работы с семьей требуется комплексное применение социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество».
Формы работы с семьей
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому, чтобы быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, используется в работе разные формы взаимодействия с семей:
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол с родителями;
Тематические консультации;
Конференции с родителями;
Совместные досуги;
Диспуты;
Открытые занятия с детьми в школе для родителей;
Организация "уголков для родителей”;
Посещение семьи;
Оформление витрин (фотомонтажей);
Дни открытых дверей;
Родительские университеты;
Работа с родительским активом группы;
Аукционы;
Родительские вечера;
Родительские чтения;
Родительские ринги;
Индивидуальные консультации педагога;
Конкурсы для родителей;
Проведение игровых тренингов
Мастер-классы
Творческие мастерские
Копилки идей
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.