Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи. Мониторинг здоровья. Тацыева Л.И., учитель физкультуры МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского
Президент Р.Ф. Д.А.Медведев в Послании Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) среди 5 основных направлений модернизации и развития системы общего образования страны назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников .
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности
В.А.Сухомлинский
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой.
Согласно данным Министерства
образования России
85% - число детей среди новорожденных с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья
Свыше 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации.
94,5% (из 6 миллионов школьников в возрасте 15 - 17 лет, прошедших профилактические осмотры) имеют различные заболевания, из них
30% имеют наличие болезней, ограничивающих выбор профессии.
30 - 36% из числа 15-летних мальчиков отстают по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет.
Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям
Согласно данным Министерства
образования России
За 11 лет обучения в школе возрастает заболеваемость:
- органов зрения и костно-мышечной системы в 4-5 раз ;
- нервно-психических расстройств в 2 раза ;
- органов пищеварения в 3 раза ;
- эндокринной системы в 5 раз.
Согласно данным Министерства
образования России
Образ жизни современного школьника отличается от стиля жизни 80-90-х годов:
- Большая часть времени в сидячем положении: за партами, за компьютерами;
- Малоподвижный образ жизни;
- Неправильное питание (разнообразие фаст-фудов)
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
ЦЕЛЬ: сохранение здоровья детей и формирование у них здорового образа жизни
ЗАДАЧИ:
- Формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью;
- Мотивирование их к отказу от вредных привычек;
- Консультирование по сохранению и укреплению здоровья
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
Обследование проводится на оборудовании:
- Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптированных резервов организма;
- Кардиовизор – для оценки функционального состояния сердца;
- Спирометр – для комплексной оценки функции дыхательной системы;
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
Обследование проводится на оборудовании:
4. Пульсоксиметр – для контроля насыщения кислородом крови;
5. Аппарат для определения уровня холестерина и глюкозы в крови;
6. Оборудование для кабинета приема стоматолога гигиенического.
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
Обследовано 612 детей-школьников
Из всех обследованных:
- Совершенно здоровы - 49 детей (8%)
- Остальные 563 школьника (92%) имеют те или иные функциональные отклонения
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
На 1 месте функциональные изменения, выявленные на кардиовизоре
На 2 месте факторы риска по развитию заболеваний обмена веществ
Каждый четвертый направлен к стоматологу
13 детей на момент обследования имели высокий уровень глюкозы в крови
48 детей направлены на консультацию к психологу
Сотрудничество школы с Центром «Здоровье»
Таким образом, основные нарушения здоровья у детей и подростков:
- Избыточный вес;
- Гиподинамия;
- Повышение артериального давления; повышение уровня глюкозы в крови;
- Нарушение обменных процессов в мышце сердца
Здоровье детей – одна из острых проблем современной жизни .
Требуются усилия:
► врачей;
► психологов;
► валеологов;
► медицинских работников ОУ;
► педагогов и других специалистов;
► родителей.
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Где нет здоровых традиций, там не может быть духовного здоровья, а значит, и физического тоже.
Физическое воспитание – одно из основных направлений совместной работы школы и семьи по формированию ЗОЖ
Факторы здорового образа жизни:
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня;
- двигательная активность;
- отказ от вредных привычек.
Физическое воспитание –
целенаправленная работа по укреплению здоровья учащихся, развитию двигательных умений и навыков и физических качеств личности (ловкости, быстроты, выносливости).
В процессе физического воспитания должны решаться следующие задачи:
1) содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся; 2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; 3) содействие развитию двигательных качеств; 4) воспитание морально- волевых качеств; 5) формирование гигиенических знаний, умений, навыков; 6) пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
Работа с родителями
Родительские собрания, диспуты, круглые столы по вопросу физического воспитания, выполнение различных тестов и психолого-педагогических методик , например, «Жизнь ребенка и его успехи в школе», «Один день жизни подростка», «Оценка качества жизни», практические занятия , (комплексы коррекции осанки, снятия напряжения, гимнастику для глаз и т.п.), «Домашний стадион» Применение таких форм взаимодействия с родителями способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует у родителей педагогическое мышление .
Вовлекать родителей в активный творческий процесс по выработке единых подходов семьи и школы в воспитании здорового образа жизни подростков. Проводить совместные мероприятия.
Воспитание в семье, тогда как роль педагога состоит в том, чтобы помочь родителям найти тот путь в воспитании своих детей, который не ущемлял бы достоинства каждого члена семьи.
Понимая, что для сохранения и укрепления здоровья детей есть достаточно много путей, но при этом только системное и комплексное их использование в школе и семье может гарантировать сохранение здоровья подростков в последующие годы.
Сотрудничество школы и семьи будет протекать успешно и способствовать приобщению подростков к здоровому образу жизни при соблюдении следующих условий: формирование отношения у школьников к здоровому образу жизни как ценности усилиями школы и родителей; организации сотрудничества семьи и школы на основе деятельностного подхода; учет учителем особенностей семьи и семейного воспитания при организации сотрудничества семьи и школы.
Организация целенаправленного сотрудничества семьи и школы в приобщении подростков к здоровому образу жизни является необходимым условием сохранения и приумножения здоровья детей.