СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии на уроках в условиях реализации ГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу Государственного образовательного Стандарта НОО положены системно- деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы. В условиях реализации требований ГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология  
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология 
  • Технология развивающего обучения 
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения  
  • Игровые технологии 
  • Кейс – технология  
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.  
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках в условиях реализации ГОС НОО»

Современные педагогические технологии на уроках

в условиях реализации ГОС НОО

В основу Государственного образовательного Стандарта НОО положены системно деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы. В условиях реализации требований ГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология  

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология 

  • Технология развивающего обучения 

  • Здоровьесберегающие технологии  

  • Технология проблемного обучения  

  • Игровые технологии 

  • Кейс – технология  

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества.  

  • Технологии уровневой дифференциации 

  • Групповые технологии

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Педагогическая технология может стать личностно-ориентированной, если будет отвечать следующим требованиям: сотрудничеству, диалогичности, деятельностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлению ему необходимой свободы для принятия решений, творчеству, сотворчеству учителя и учащихся.

Технологизация личностно-ориентированного обучения предполагает логическую последовательность действий учителя и учащихся, ведущую к запланированному результату в условиях сотрудничества.

Педагогическую технологию определяют как совокупность форм, методов, приёмов, способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Основные методические приемы развития критического мышления

  • Прием «Кластер»

  • Таблица

  • Учебно- мозговой штурм

  • Интеллектуальная разминка

  • Приём «Корзина идей»

  • Метод контрольных вопросов

  • Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

  • Да - нет

  • Приём «Чтение с остановками» 

  • Приём « Взаимоопрос»

Проектная технология.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Примером урока- проекта может служить урок русского языка в 4 классе по теме «Повторение изученного о наречиях».

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Такое упражнение позволит задействовать всех учащихся и обработать большое количество необходимого материала.

Класс объединен в 4 группы. Каждая группа выполняет свое задание. После выполнения отчитывается редактор отдела.

Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям.

Так создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения. Например, перед изучением деления столбиком многозначных чисел на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счёта на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4, 12765:3. Предлагаю объяснить приём вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. У каждого возникает вопрос КАК? Значит, появляется желание узнать, научиться.

В начале урока ученикам 3 класса даю задание: 37 умножить на 5, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идёт своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.

Приемы, используемые мною на уроках:

  • побуждающий — от проблемной ситуации — диалог

Учащимся предлагается текст. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: — А у меня дома овсянка!

— Подумаешь, — сказал Матвей, — у меня дома тоже овсянка.

— Люблю я овсянку! — добавил Сашка.

— И я люблю! — сказал Матвей. — Она жёлтая, красивая такая! — И вкусная, особенно с молоком!

— Как это — вкусная? Как это — с молоком? — удивился Сашка.

— Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

— Да ты про что говоришь?! — всплеснул руками Сашка.

— Как это — про что? Про овсянку! — ответил Матвей.

— Про какую овсянку?

— Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

— И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

— Как песни пела?! — изумился Матвей. — Каша?

— Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? — рассердился Сашка и добавил: — Пойдём ко мне — мою овсянку слушать!

— Идём! — согласился Матвей. — А потом ко мне — мою овсянку кушать!

И они побежали.

Далее учащиеся отвечают на вопросы:

-Почему дети не понимали друг друга? -Прочитайте слово овсянка.- В каком значении употребляет это слово первый мальчик, второй мальчик?

- Можно ли сказать, что это многозначные слова? (Нет, так как в значениях слов нет общих признаков.)

- Так что же это за слова? Об этом вам предстоит узнать на уроке.

  • подводящий к теме диалог, который представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, приводящих его к осознанию темы урока. Подводящий к теме диалог проще побуждающего диалога. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог прекрасно выстраивается «от повторения».

Учащимся предлагается материал для сравнения: медвежья разъезд вьюга объявление веселье подъезд ружьё подъём муравьи разъяснил.

— Рассмотрите два столбика слов.

-Что объединяет слова первого столбика, второго столбика?

-Подчеркните общую орфограмму в первом столбике и общую орфограмму во втором столбике.

- В какой части слова находится ь и ъ?

-Что объединяет оба столбика?

-Какова тема нашего урока? (Раздели тельные ъ и ь знаки.)

  • сообщение темы с мотивирующим приемом

Мотивирующие приемы «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественных произведений, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки — словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой урока. Примером « яркого пятна» на уроке УГДД по теме « Кого называют патриотом?» может быть просмотр видео мультфильма о Мальчише – Кибальчише.

Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Недостатками являются: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Здоровьесберегающие технологии предполагают обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

• соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

• рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

• четкая организация учебного труда;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• смена видов деятельности;

• обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

• место и длительность применения ТСО;

• включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

• формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

• благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

• профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. Во втором случае – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках, дыхательной гимнастики;

• целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение данной технологии помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Игровые технологии.

Педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Классификация педагогических игр:

  • По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

  • По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

«Логическая цепочка». Всем известна игра в города. Например: Русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.

« Да» и «нет » говорите». Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников. Можно  загадывать  нечто (число, предмет, героя). Ребята пытаются  найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы можно отвечать только словами: «да», «нет».

«Игровая цель». Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели. Например: Математика.  «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.

Очень нравится моим детям такой интерактивный метод, игра, как «Карусель», когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее (динамические пары). Внутреннее кольцо − это стоящие неподвижно «ученики», а внешнее – «учителя», через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, «ученики» успевают ответить на вопрос, закрепляя изученное. Затем группы меняются ролями, и «учителя» задают новые вопросы. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

• мне интересно то, чему меня учат;

• мне интересен тот, кто меня учит;

• мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию коммуникативных и познавательных УУД.

« Удивляй! »

«Отсроченная отгадка» . Прием, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует познавательные УУД:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение определять противоречие;

  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока даю загадку (удивительный факт, проблемный вопрос), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. Стало ясно солнышко горяч.. припекать

- Запишите предложение. В наречии на месте точек вставьте нужную букву.

«Фантастическая добавка». Я дополняю  реальную ситуацию фантастикой. Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.            

  «Лови ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).

«Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.

«Пересечение тем». Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний  изученный материал с любой ранее изученной темой. Например:  Русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».

Шаг за шагом”

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала: падежи и их вопросы, таблицу умножения и т.д.

«Послушать – сговориться – обсудить»

Ученикам предлагаю подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов.

Интерактивное упражнение «Обучая - учусь»

Суть приема состоит в том, что каждый ученик может передать свои знания другим детям и получить от одноклассника новую для себя информацию в процессе общения.

Прием оказался очень эффективным при изучении блока информации, обобщении материала по выбранной теме, закреплении и повторении изученного. Стимулирует у учащихся желание к обучающейся деятельности, организует ситуацию успеха.

Алгоритм действия

1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.

2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.

3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке, запоминают.

4. Предложите им ознакомить со своей информацией других членов «домашней» группы. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. Таким образом, все дети в группе усваивают определенную сумму знаний.

5. Предложите группам обменяться делегатами, которые обучат детей другой группы тому, чему научились сами.

6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.