СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный педагог. Какой он?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный педагог. Какой он?»

Современный педагог. Какой он?!


Смольникова Ю.В.

учитель начальных классов

МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1»


Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Осознав законы природы, люди хотят передать их своим потомкам. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия «учитель».

Чистый лист... Ручка... В голове столько мыслей и слов, кажется, что там целый вулкан противоречий! И все это вызвано всего лишь одним словом «учитель». Казалось бы, откуда берется это смятение? Ведь с учителем каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким должен быть современный учитель. Учитель будущего... На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Существует огромное количество мнений, но к общему до сих пор не пришли.

На Земле много профессий, но профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые направлены на обучение. Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Поэтому вопрос соответствия профессионально значимым качествам всегда остается актуальным.

Дословный перевод слова «педагог» с греческого - «детоводитель», в смысле искусства «вести ребёнка по жизни», то есть обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Ещё в начале нашего века П. Ф. Каптерев подчёркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или иные свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения».

Каким же должен быть педагог профессионал, компетентный педагог, что должен знать и уметь, какими качествами личности, профессионально значимыми качествами должен обладать?

Поставленная перед собой задача: проанализировать позицию педагога как субъекта педагогической деятельности: как педагог решает свои профессиональные задачи, какие решения принимает, насколько эти решения правильны и целесообразны, что считают педагоги приоритетным в своей работе и каковы они сами как личности, дала следующие результаты. На основе проделанной работы пришли к выводу, что педагог, прежде всего обязан знать:

  1. Методику преподавания предметов.

  2. Педагогику и психологию (общую и специальную). По словам К. Д. Ушинского, педагог должен « знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности».

  3. Методологию (знание нормативных методов и методик, демонстрация личностно- ориентированных методов образования; знание современных достижений в области методов обучения, в тои числе и использование новых информационных технологий – всё это обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие).

  4. Возрастную физиологию и гигиену ребёнка.

  5. Конституцию РФ.

  6. Законы РФ.

  7. Закон об образовании.

  8. Конвенцию прав ребёнка (соблюдать права и свободы обучающихся).

  9. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты (в целях обеспечения охраны жизни и здоровья в период образовательного процесса).

  10. Нормативные положения образовательных стандартов и примерных программ, нормы оценивания (знание функций педагогической оценки; владение методами оценивания; знание видов педагогической оценки – всё это обеспечивает процесс стимулирования учебной активности).

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» - высказывался выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Мастерство учителя - это творчество, постоянный поиск нестандартных путей решения поставленных задач, нахождение нового, неуспокоенность.

Исходя из этого, педагог должен уметь:

1.Организовывать продуктивную коллективную деятельность на уроке, уметь использовать средства и методы обучения адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности детей, их индивидуальным характеристикам.

2. Сочетать теоретические знания с практическими умениями, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

3.Правильно воспринимать те процессы, которые происходят с учеником, уметь находить положительные стороны у каждого ребёнка, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития, уметь создавать ситуацию успеха для ученика

4. Устанавливать отношения сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности детей, вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

5.Использовать многообразие форм, методов, средств, наиболее существенных и эффективных для конкретной ситуации.

6. Определять характер отношений в учебном процессе, особенно в конфликтных ситуациях, сохранять спокойствие, объективность оценки учащихся, владеть классом.

7. Играть с детьми, наблюдать, требовать и доверять, составить устную и письменную характеристику ребёнка, отражающие разные аспекты его внутреннего мира.

8. Принимать открыто другую точку зрения, позицию, не считая свою единственно правильной, интересоваться мнением других и поддерживать в случаях достаточной аргументации.

9. Владеть методами диагностики индивидуальных особенностей, учитывать их в педагогическом процессе.

10.Обеспечивать постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. По словам выдающегося педагога Гельвеция, педагог должен быть носителем глубоких и всесторонних знаний: «Человек, взявший на себя труд обучения других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».

11. Владеть и пользоваться приёмами саморегуляции.

12. Принимать решения в различных педагогических ситуациях (как установить дисциплину, мотивировать активность, вызвать интерес у конкретного ученика, обеспечить понимание материала).

13. Уметь ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македонского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны.

Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников.

Что же потребует будущее? На мой взгляд, современный учитель должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. Я бы сказала так: «Учитель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта.

«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником», – считал М. Горький. Это качество напрямую относится и к учителю будущего. Потому что развитие нашего мира и общества так стремительно, что невозможно оставаться в курсе всех событий без внимательности и постоянного усовершенствования себя и своих знаний. Творчество – обязательная составляющая жизни учителя будущего. На мой взгляд, творчество делает его свет дарящим. Поэтому, возможно, необходимо внедрение дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе творческой основы. Немаловажной задачей будет заинтересовать каждого ученика своим предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами, Интернетом, им уже сегодня не стоит труда обладать информацией. Значит, к уровню образованности учителя будущего предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. А теперь попробуем представить, что вместо учителей в школах преподают механизированные роботы, ведь уже сегодня почти во всех областях начата компьютеризация. Эти «железки» – учителя не обладают ни сердцем, ни чувствами, ни эмоциями. Словом, ничем человеческим. Они просто воспроизводят вложенную в них информацию. Каким же ущербным вырастет поколение, выученное роботами! Важно, что именно младшие школьники и осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.

Вместе с учащимися начальной школы выделили следующие профессионально значимые качества личности педагога, которые чаще чем другие были озвучены детьми: доброта, сердечность, отзывчивость, любовь , честность, справедливость. А так же добавлю такие качества как

-эмпатия, выражающая в эмоциональной отзывчивости на переживания ребёнка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющий в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, коллег по работе;

-педагогическая зоркость, предполагающая умения фиксировать существенное в развитии ребёнка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника;

- педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы ребёнка, в результативность образовательной работы;

-культура профессионального общения, предполагающая организацию правильных взаимоотношений в системе «педагог-ребёнок», «педагог-коллеги»;

-педагогическая рефлексия, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной цель;

-справедливость-способность действовать беспристрастно;

-толерантность-терпеливость в работе с детьми;

-современность- осознание учителем собственной принадлежности к данной эпохе с учениками;

-гуманность-стремление и умение оказать педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии; « Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, что «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце» В. А. Сухомлинский;

-сдержанность;

-патриотизм «Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений» А. С. Макаренко;

-отзывчивость;

-работоспособность;

-дисциплинированность;

-организованность;

-настойчивость;

-высокая нравственность;

-уважение к людям;

-беспристрастность;

-выдержка и стойкость

-адекватность самооценки и уровня притязаний;

-наблюдательность;

-коммуникабельность;

-скромность;

-остроумие;

-ораторские способности;

-элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

-способность организовать коллектив;

-творчество в работе;

-уверенность в себе;

-требовательность;

-научная увлечённость.

На мой взгляд, учитель будущего должен быть непременно творческой личностью, обладающей потребностью, способностью и умениями к поиску, исследованию, творчеству. Учитель формирует фундамент знаний и умений учеников, основы их мировоззрения и характера. По-моему мнению, учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. Тем самым учитель из зерен добра и справедливости выращивает душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни. А главное – своим словом преподает самую трудную на свете науку – быть людьми.











































Доклад на тему:





Современный педагог, какой он?

Профессионально значимые качества современного педагога



Подготовила и выступила

Смольникова Ю. В.,

учитель начальных классов

высшей категории

ГБ СКОУ АО «СКОШИ №1 8 вида»

2011-2012 учебный год