СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность современного педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный педагог,  как главное действующее лицо педагогического процесса в современных динамических экономических условиях должен направлять совокупность своих профессиональных компетенций на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе. Презентация будет в помощь руководителям ОО и их заместителям по проведению педагогических советов в данной тематике

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность современного педагога»

Профессиональная компетентность современного воспитателя   Гук Елена Ильинична, старший воспитатель ВКК, МБДОУ детский сад №59 города Белово

Профессиональная компетентность современного воспитателя

Гук Елена Ильинична,

старший воспитатель ВКК,

МБДОУ детский сад №59 города Белово

Цель образовательной политики России  в сфере дошкольного образования в реализация права каждого ребенка на  качественное и доступное образование,  обеспечивающее равные стартовые  условия для полноценного физического и  психического развития детей как основы их  успешного обучения в школе.

Цель образовательной политики России в сфере дошкольного образования в

реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Изменения в сфере дошкольного образования в ответ стратегической цели образовательной политики России 1. Национальная стратегия действий в интересах детей. 2. Требования ФГОС к общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации. 3. Дорожная карта. 4. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования:  Изменение в качественной подготовке дошкольных работников: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации воспитателей; Введение оценки деятельности работников дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности, профессиональных компетенций .

Изменения в сфере дошкольного образования в ответ стратегической цели образовательной политики России

1. Национальная стратегия действий в интересах детей.

2. Требования ФГОС к общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации.

3. Дорожная карта.

4. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования:

Изменение в качественной подготовке дошкольных работников: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации воспитателей;

Введение оценки деятельности работников дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности, профессиональных компетенций .

Базовые идеи Российской политики в сфере дошкольного образования   1. Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования;  2. Допредметное содержание образования детей дошкольного возраста;  3. Целостность процесса образования детей дошкольного возраста;  4. Вариативность современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;  5. Значимость сотрудничества с семьей воспитанника, как важнейшем институте воспитания.

Базовые идеи Российской политики в сфере дошкольного образования

1. Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования; 2. Допредметное содержание образования детей дошкольного возраста; 3. Целостность процесса образования детей дошкольного возраста; 4. Вариативность современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг; 5. Значимость сотрудничества с семьей воспитанника, как важнейшем институте воспитания.

Современный педагог, как главное действующее лицо педагогического процесса всегда оказывается в центре переломных событий, во многом берет на себя ответственность за успешность решения новых задач, создает условия для максимальной адаптации подрастающего поколения к сложным жизненным ситуациям.      Воспитатель в современных динамических экономических условиях должен направлять совокупность своих профессиональных компетенций на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения  и взаимодействия с миром, культурой и людьми в  поликультурном обществе.

Современный педагог, как главное действующее лицо педагогического процесса всегда оказывается в центре переломных событий, во многом берет на себя ответственность за успешность решения новых задач, создает условия для максимальной адаптации подрастающего поколения к сложным жизненным ситуациям. Воспитатель в современных динамических экономических условиях должен направлять совокупность своих профессиональных компетенций на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе.

Методологические подходы к понятию «профессиональная компетентности воспитателя »

Функционально – деятельностный : единство теоретической и практической готовности личности к выполнению профессиональных функций (Н. В.Кузьмина, В. А. Сластенин).

Аксиологический: социальное мышление личности и навыки культурного общения, жизненные позиции (К.А. Альбуханова – Славская).

Полисубъектный: сущность методологии гуманистической педагогики (М.М. Бахтин, В.С. Библер).

Этнопедагогический: личностные компетенции на основе традиций, культуры и ценностей общества (М.Г. Харитонов).

Акмеологический: мотивационный, инструментально - операциональный, перцептивно - регулятивный, рефлексивно-оценочный компоненты профессионально – педагогической деятельности (А.А. Дергач, А. К. Маркова).

Универсальный: технические, организационные, управленческие, личностные, социальные компетенции педагога (А.В.Овчинников).

Личностно – деятельностный: предметно-методическая, аутопсихологическая, социально-психологическая компетенции личности (И.А. Зимняя).

Компетентностный: мотивация, ценностные позиции личности, база знаний, готовность к к деятельности, эмоционально-волевая саморегуляция (И.А. Зимняя, А.С. Хуторской)

Профессиональная компетентность воспитателя    Компетенция от латинского «competo -  добиваюсь, соответствую, подхожу: «круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области» Большой энциклопедический словарь Компетентность личности - способность к самообразованию, самоконтролю, критическое мышление, готовность к решению сложных проблем, сотрудничество, уверенность в себе, высокая ответственность. Джон Равен Воспитатель – педагог, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.  ФГОС ДО

Профессиональная компетентность воспитателя

Компетенция от латинского «competo - добиваюсь, соответствую, подхожу: «круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области»

Большой энциклопедический словарь

Компетентность личности - способность к самообразованию, самоконтролю, критическое мышление, готовность к решению сложных проблем, сотрудничество, уверенность в себе, высокая ответственность.

Джон Равен

Воспитатель – педагог, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

ФГОС ДО

Этапы профессионального становления воспитателя

1. Предварительный этап – получение человеком общих представлений о профессии, осознание собственных потребностей и способностей, самоопределение в профессии - самоопределение личности играет его профориентация.

2. Подготовительный этап – уровень вооружения необходимыми знаниями, умениями, навыками во время обучения в среднем и, или высшем профессиональном учреждении.

3. Адаптация – овладение молодым специалистом практическими навыками и алгоритмами действий, основными социальными ролями.

4. Этап профессионализации - превращение специалиста в профессионала, самоктуализация человека в профессии, точность профессиональных навыков до уровня мастера, возможен карьерный рост.

5. Суперпрофессионализм – уровень профессиональных достижений и творческих успехов, совершенствование личностного авторитета, навыков новаторства.

6. Послепрофессионализм – профессионалы – ветераны, люди пенсионного возраста, желающие оставаться в профессии.

Непрерывное самообразование есть главный критерий профессионального роста.

Современный воспитатель – профессионал , это человек с высшим проявлением чувства долга, с ценностным отношением к труду, владеющий чувством сознательного, ответственного такта с коллегами, родителями и детьми, подпитывающий внимательностью и справедливостью, а главное, с концентрированным выражением личного авторитета. Соответствие профессиональной компетентности данным критериям, есть значимое требование современного общества.

Современный воспитатель – профессионал ,

это человек с высшим проявлением чувства долга, с ценностным отношением к труду, владеющий чувством сознательного, ответственного такта с коллегами, родителями и детьми, подпитывающий внимательностью и справедливостью, а главное, с концентрированным выражением личного авторитета.

Соответствие профессиональной компетентности данным критериям, есть значимое требование современного общества.

Жизненные ценности и ориентация личности  · осознание сущности своей профессии; самореализация, профессиональный рост  Социально-трудовая выполнение профессиональных действий, ответственность; личные интересы, лидерство  Обще культурная  знания национальной культуры, толерантность и рефлексия Коммуникативная  технологии общения, ИКТ компетенции   Значимые компетенции профессионального воспитателя   Познавательно-творческая профессиональные ЗУН; творческие способности; технологии мотивирования и обучения Личностное самосовершенствование способность и готовность к самообразаванию, самопрезентации

Жизненные ценности и ориентация личности

· осознание сущности своей профессии; самореализация, профессиональный рост

Социально-трудовая выполнение профессиональных действий, ответственность; личные интересы, лидерство

Обще культурная

знания национальной культуры, толерантность и рефлексия

Коммуникативная

технологии общения, ИКТ компетенции

Значимые компетенции профессионального воспитателя

Познавательно-творческая профессиональные ЗУН; творческие способности; технологии мотивирования и обучения

Личностное самосовершенствование

способность и готовность к самообразаванию, самопрезентации

Профессиональные компетенции воспитателя, согласно ФГОС ДО

Необходимые умения:

- Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности: предметно -манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

- Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

- Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

- Использовать методы и средства анализа психолого - педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Профессиональные компетенции воспитателя, согласно ФГОС ДО   Необходимые знания:  - Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.  - Знать основные принципы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и личностного.  - Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.  - Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;  - Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста .   Необходимые навыки:  - Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.  - Проявлять терпение, быть доброжелательным и беспристрастным, понимать возможности каждого ребенка.  - Следить за собственной культурой речи, поведения и общения.  - Следить за изменениями в культуре для детей.

Профессиональные компетенции воспитателя, согласно ФГОС ДО

Необходимые знания: - Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. - Знать основные принципы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и личностного. - Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. - Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста . Необходимые навыки: - Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей. - Проявлять терпение, быть доброжелательным и беспристрастным, понимать возможности каждого ребенка. - Следить за собственной культурой речи, поведения и общения. - Следить за изменениями в культуре для детей.

Функции взаимодействия компетентного воспитателя с детьми •  Побуждающая − умение ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности ребенка. • Стимулирующая – умение задавать настрой, темп, ритм, наиболее благоприятствующий развитию интеллектуальных способностей каждого ребенка. • Апеллирующая – умение обращаться к эмоциям и чувствам детей. • Организующая – умение предопределять ход выполнения ребенком действий. • Направляющая – умение определять ориентиры и направление хода детской мысли. • Регулирующая , координирующая работу всех этих функций. •  Управленческая.

Функции взаимодействия компетентного воспитателя с детьми

Побуждающая − умение ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности ребенка.

Стимулирующая – умение задавать настрой, темп, ритм, наиболее благоприятствующий развитию интеллектуальных способностей каждого ребенка.

Апеллирующая – умение обращаться к эмоциям и чувствам детей.

Организующая – умение предопределять ход выполнения ребенком действий.

Направляющая – умение определять ориентиры и направление хода детской мысли.

Регулирующая , координирующая работу всех этих функций.

Управленческая.

Пути формирования профессиональной компетентности современного воспитателя направлены на развитие личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия   Повышение квалификации  Участие в конкурсах профессионального мастерства  Трансляция актуального педагогического опыта, в том числе через ИКТ - технологии  Аттестация на соответствие занимающей должности Наставничество и сотрудничество  Самовоспитание педагогов  Активное участие в работе методических объединений, творческих групп, в педсоветах, семинарах, конференциях (слетах, съездах), мастер - классах  Исследовательская и проектная деятельность

Пути формирования профессиональной компетентности современного воспитателя

направлены на развитие личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия

Повышение квалификации

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Трансляция актуального педагогического опыта, в том числе через ИКТ - технологии

Аттестация на соответствие занимающей должности

Наставничество и сотрудничество

Самовоспитание педагогов

Активное участие в работе методических объединений, творческих групп, в педсоветах, семинарах, конференциях (слетах, съездах), мастер - классах

Исследовательская и проектная деятельность

Методические рекомендации воспитателям по управлению формированием профессиональной компетентности:   1. Реалистично оценивать и анализировать свое отношение к профессиональному труду, личностному развитию. 2. Быть уверенным в своих силах, готовым к принятию решения, осознавать ответственность за собственный выбор. 3. Создавать имидж современного преподавателя – новатора, педагога – мастера, педагога – наставника, устанавливать эмоционально – доверительный характер отношений, иметь широкий и разнообразный круг общения. 4. Использовать инновационные образовательные технологии обучения в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Вести исследовательскую и проектную деятельность. 5. Принимать активное участие в профессиональных мероприятиях на развитие своих личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия.

Методические рекомендации воспитателям по управлению формированием профессиональной компетентности:

1. Реалистично оценивать и анализировать свое отношение к профессиональному труду, личностному развитию.

2. Быть уверенным в своих силах, готовым к принятию решения, осознавать ответственность за собственный выбор.

3. Создавать имидж современного преподавателя – новатора, педагога – мастера, педагога – наставника, устанавливать эмоционально – доверительный характер отношений, иметь широкий и разнообразный круг общения.

4. Использовать инновационные образовательные технологии обучения в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Вести исследовательскую и проектную деятельность.

5. Принимать активное участие в профессиональных мероприятиях на развитие своих личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия.

Профессиональная компетентность современного воспитателя   Гук Елена Ильинична, воспитатель ВКК, МБДОУ детский сад №59 города Белово

Профессиональная компетентность современного воспитателя

Гук Елена Ильинична,

воспитатель ВКК,

МБДОУ детский сад №59 города Белово