СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в области физической культуры  приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и теку­щих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплинеСложность и многоаспектность предмета «Физичес­кая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожидаемые результаты образовательно-инструктивного, воспитатель­но-развивающего, оздоровительно-рекреационного характера, вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физи­ческой культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендациях в мето­дической литературе.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок физической культуры»

Современный урок физической культуры



Большое значение в области физической культуры приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и теку­щих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физичес­кая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожидаемые результаты образовательно-инструктивного, воспитатель­но-развивающего, оздоровительно-рекреационного характера, вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физи­ческой культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендациях в мето­дической литературе.

В связи с тем, что урок физической культуры — основная фор­ма организации физического воспитания учащихся общеобразо­вательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в об­щей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляе­мых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и час­тично изменены в соответствии с доминирующими на разных эта­пах развития общества направленностью, целями и задачами дея­тельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.

Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена сис­темы физического воспитания, — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.

Дидактические принципы:

  • содержание обучения должно быть научным, доступным, тес­но связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;

  • на уроках должны быть обеспечены активность и сознатель­ность усвоения школьниками учебного материла;

  • в преподавании следует оптимально сочетать словесные, на­глядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;

- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемо­го, единство обучения, воспитания и развития школьников.

Поэтому для современного урока, прежде всего, характерно ком­плексное планирование задач формирования знаний, практиче­ских умений, воспитания идейно-нравственных качеств лично­сти, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школь­ников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен на­мечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и раз­вивающего характера.

Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.

Частнодидактические требования к уроку физи­ческой культуры:

  1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности. Это значит, что процесс формирования систе­мы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, уме­ний самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на ук­репление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.

  2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конк­ретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой сис­тему задач для достижения конечной или поэтапной цели обуче­ния, воспитания и оздоровления детей в соответствии с програм­мой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирова­на с учетом коллективных и индивидуальных особенностей уча­щихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуа­лизированной и требующей определенных усилий, вызывать поло­жительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и зада­чи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.

  3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспита­ния, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися усло­виями (или специально созданными). Аналогичным путем реша­ются задачи эстетического воспитания.

Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллек­туальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.

  1. Содержание урока должно соответствовать конкретным осо­бенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систе­матически изучать учащихся. Если учитель располагает сведения­ми о состоянии здоровья, физическом развитии, физической под­готовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяс­нить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры лич­ности школьников. Без систематического изучения учащихся не­возможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.

Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопусти­мы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.

Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познава­тельной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значи­мыми моментами деятельности учителя следует счи­тать:

  • определение и конкретизацию цели урока;

  • обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;

  • подготовку места проведения урока;

  • организацию учащихся для активной учебной деятельности;

  • постановку перед учащимися учебной задачи;

  • обеспечение ее восприятия;

  • осознание учебной задачи;

  • психофизиологическую подготовку учащихся к решению за­дач основной части урока;

  • организацию активной учебной деятельности;

  • получение конкретной информации о качестве учебной дея­тельности школьников;

  • оценку полученной информации;

  • анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с уча­щимися;

  • коррекцию собственных педагогических воздействий на кол­лектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них);

  • определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;

  • помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;

  • регулирование учебной нагрузки учащихся;

  • подведение итогов урока;

  • организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.

Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполне­нию изучаемого двигательного действия).

Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:

  • подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной дея­тельности на уроке);

  • явку на место проведения урока;

  • сосредоточение внимания на его педагогических воздействи­ях (словесных, зрительных и др.);

  • выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;

  • восприятие и осознание учебных заданий (задач);

  • проектирование собственных действий;

  • активную интеллектуальную и практическую познавательную работу;

  • само- и взаимоконтроль за результатами практической ра­боты;

  • получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности;

  • самооценку учебной деятельности (взаимооценка);

  • само- и взаимоанализ оценочных суждений;

  • обсуждение результатов учебной деятельности с другими уча­щимися и учителем;

  • внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году, цель начального, базового и среднего общего физкультур­ного образования школьников.

Деятельность учителя должна соответствовать следующим тре­бованиям:

  • всегда иметь конкретную программу своей деятельности и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисципли­не в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную про­грамму взаимодействия, соответствующую конкретным условиям совместной со школьниками деятельности;

  • проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддержи­вать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников;

  • не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть са­мокритичным;

  • обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и пси­хоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять кор­ректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школь­ников;

  • уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать;

  • пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обста­новке.

Такой стиль деятельности учителя физической культуры спо­собствует формированию соответствующего стиля деятельности учащихся в процессе дидактического взаимодействия и даже пос­ле их завершения.

Стиль взаимодействия педагога с учащимися формируется в процессе обучения в учреждении профессионального образова­ния и педагогической практики на основе глубокого осознания основных законов развития и формирования системы человече­ских отношений.

Многолетние наблюдения показывают, что во время педагоги­ческой практики будущий учитель физической культуры совер­шенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения с учениками. Особенно ценен опыт, приобретенный в процессе изу­чения, анализа и критической оценки своей деятельности, ос­мысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельно­сти с лучшими образцами. Педагог получает также положитель­ный опыт в экспериментах, в ходе которых изыскивает новые, более эффективные приемы работы.

Учитель физической культуры, анализирующий свою педаго­гическую деятельность, избавляется от отрицательных черт ха­рактера, формирует свой имидж путем выработки таких качеств личности, которые присущи лучшим учителям.

Формированию демократического стиля преподавания в про­цессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы спо­собствовать соблюдение следующих рекомендаций:

  • не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физи­ческой культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их;

  • не торопиться выносить суждение, оценивая личность уча­щегося (только по положительным или отрицательным качествам);

  • не выделять «любимчиков», относиться к каждому ровно;

  • не спешить с выставлением отрицательных отметок за учеб­ную деятельность, находить в ней положительные моменты, по­мнить всегда о стимулирующей роли положительной отметки;

  • учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах;

  • учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания;

  • помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученности и воспитанности учащихся;

  • учиться заражать школьников своим настроением, доброже­лательностью, избегая при этом панибратства;

  • постоянно работать над самосовершенствованием.

Во взаимодействии с учащимися в ходе дидактических процес­сов демократический стиль наиболее эффективен, поскольку по­зволяет формировать соответствующее отношение учащихся к учи­телю.

В современной системе образования учитель регулярно сталкивается порой с неразрешимыми противоречиями. Первое противоречие — целеполагание, когда учитель, усво­ив общественные цели предмета преподавания, находит их не­полное соответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит ее в возможное соответствие с действи­тельностью.

Второе противоречие — несоответствие содержания обуче­ния конкретизированным целям и задачам. Оставить, как есть, означает, что цель не будет достигнута и содержание образования так и останется на бумаге (в программе). Учащиеся не усвоят та­кое содержание образования. Решается это противоречие путем выбора оптимального (наиболее соответствующего и целям, и задачам, и условиям) содержания, форм, методов функциониро­вания процесса обучения.

Третье противоречие — несоответствие планов, намерений учи­теля конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на оп­ределенном этапе урока физической культуры. Эти противоречия возникают между педагогом и коллективом класса: учителем и группой учащихся или учителем и отдельными индивидами. Дан­ное противоречие имеет иной, чем предыдущие, характер. Оно связано с несоответствием уровня развития учебных возможно­стей школьников усвоить предмет, с одной стороны, и сложно­стью учебного материала — с другой.

Четвертое противоречие может быть между средствами и ме­тодами, которые применял учитель на конкретном этапе дидак­тических процессов, отдельно взятом уроке физической культуры или в его фрагменте. Дидактические процессы не смогут функцио­нировать до тех пор, пока деятельность учителя не будет соответ­ствовать состоянию школьников и условиям, в рамках которых эти процессы протекают.

Пятое, доминирующее противоречие — противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде пе­дагогических целей и задач и возможностями учащихся их выполнить. Данное противоречие становится источником движения про­цесса обучения не всегда, а лишь тогда, когда учебная задача по своей сложности находится в зоне ближайшего развития школь­ников, т.е. не является чрезмерно трудной или легкой.

Шестое, самое сложное противоречие, которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу», — про­тиворечие между возникшими у учеников под влиянием учителя по­требностями в усвоении учебного материала и реальными возможно­стями. Учащиеся, у которых возникли, но еще не упрочились мо­тивы занятий физической культурой, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия. Первые неудачные попытки выполнить двигатель­ное действие, которые повлекли за собой насмешки однокласс­ников или неадекватную реакцию учителя, могут надолго умень­шить желание заниматься на уроках физической культуры. Это не­обходимо предвидеть и принять профилактические меры.

Каждый акт разрешения подобного противоречия в ходе ди­дактического взаимодействия учителя и учащихся обеспечивает шаг вперед на пути к достижению поставленной цели. К примеру, можно выявить группу учащихся класса или отдельных школьни­ков, у которых по разным причинам не сформировались мотивы занятий, и организовать для них подготовительные или подводя­щие физические упражнения, чтобы приблизить их учебные воз­можности к уровню требуемых.

В структуре деятельности учителя выявлены этапы — ее компо­ненты. Так, непосредственное дидактическое взаимодействие учи­теля физической культуры с учащимися обусловливает конкрет­ную организационно-методическую работу, которая должна быть выполнена им до урока по своему учебному предмету и после него. Работы, предшествующие уроку и последующие, предусмат­риваются любым из стилей (характеров) деятельности учителя: авторитарным, демократическим, либеральным. Меняются фор­мальная и содержательная характеристики стиля, взаимодействия субъектов дидактических процессов.

Первый компонент деятельности. Учитель конкретизирует цель и задачи учебно-воспитательного процесса до непосредственного взаимодействия с учащимися:

  • в целом на учебный год для каждого класса (года обучения);

  • на периоды учебного года (четверть, триместр, семестр);

  • на другой интервал времени, выделенного на изучение раз­дела (темы) учебной программы, включая уроки физической куль­туры (рис. 5).

Второй компонент деятельности. Отбор и обоснование опти­мальных конкретизированным целям и задачам средств педагогического воздействия; форм организации собственных влияний и ожидаемых действий учащихся: методов организации и взаимо­действия преподавания и учения.

Третий компонент деятельности. Программирование того, что подготовлено, отобрано и обосновано для организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры, вклю­чая план учебной работы на учебный год, его период и план или план-конспект урока физической культуры для каждой параллели учебных классов. Последний документ в деталях программирует содержание, формы организации и методы реализации предстоя­щего дидактического взаимодействия учителя и учащихся.

Четвертый компонент деятельности. Непосредственное дидак­тическое взаимодействие с деятельностью учения, где начинается работа учителя по организации и ведению учебно-воспитательно­го процесса с целью формирования знаний, навыков, умений, развития двигательных, нравственных и волевых качеств лично­сти школьников и достижению цели конкретного отрезка дидак­тических процессов.

Пятый компонент деятельности. Контроль учебно-воспитатель­ных воздействий на учащихся, их восприятия и результатов взаи­модействия преподавания и учения и коррекция средств, форм и методов взаимодействия с ориентацией на обеспечение ожидае­мых знаний, двигательных и инструктивных знаний или других конкретных показателей.

Шестой компонент деятельности. Анализ позитивных и нега­тивных сторон завершающего «шага» и на этой основе обоснова­ние рекомендации для начала нового цикла учебно-воспитатель­ного процесса.

Все эти элементы деятельности учителя в совокупности состав­ляют структуру одного «шага» дидактических процессов. Эта струк­тура пригодна для познания механизмов функционирования пе­дагогических процессов различной направленности (развития дви­гательных, нравственных и волевых качеств личности) или же их комплексного решения.

Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уро­ке физической культуры — непосредственное дидактическое вза­имодействие педагога и коллектива класса, направленное на до­стижение частичной, но завершенной цели обучения.