СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание на уроке ситуации успеха

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое ситуация успеха и алгоритмы ее создания.

Просмотр содержимого документа
«Создание на уроке ситуации успеха»

Первая парта и первый звонок. Так начинаются школьные годы. Шаг за шагом, переходя из класса в класс ученик принимает новые условия, адаптируется к школьной жизни. Но иногда получается, что чем больше ученик познает, чем старше становится, тем меньше и меньше он желает ходить в школу. Причин на это много: взаимоотношения между учениками, ребенок много впитывает «из вне» и может сместить свои приоритеты не в сторону учебы.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха,  дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.слайд

Самое важное для учителя «учить незаметно». Именно в учении без принуждения кроется загадка успешности ученика, его желании учиться, познавать себя. Мы на уроке должны заинтересовать ученика, чтобы он сам желал добиться успеха.

Алгоритм создания ситуации успеха

  1. Благоприятный психологический фон

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справится с поставленной перед ним задачей. Например, начиная урок, учитель говорит:

«Я очень рад нашей встрече и должен сказать, что сегодня у нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа и каждый из вас сможет сделать для себя небольшое научное открытие…» 

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!». Итак, подбадривает, если у школьников что-то не получается или они допускают ошибки (похвала, виды похвалы)

  1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

«Ничего страшного…»

«Это просто, легко, ты ничего не теряешь»

«Давай попробуем, не получится – поищем другой способ»

  1. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

«У тебя хорошая память»

«У тебя сильный характер»

  1. Скрытое инструктирование ребенка

в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с...»

«Выполняя работу, не забудьте о...»

«Ты же помнишь, что…»

«Достаточно выполнить вот эту часть…»

«Я просто не дождусь, когда появится эта деталь…»

  1. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...»

« Нам это так нужно для….»

«Без этого мы не сможем двинуться дальше…»

«Наше дело зависит от твоей работы…»

  1. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы...»

«Только тебе я и могу доверить...»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

«Только у тебя и может получиться…»

«Никто, кроме тебя…»

«Именно ты способен это сделать…»

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение. 

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть...»

« Приступай же…»

« Ты начни - у тебя получится…»

« Вот эта часть у тебя замечательна…»

  1. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

 «Больше всего мне в твоей работе понравилось...»

 «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».



Структура урока, дисциплина, формы работы, наше поведение зависит от нас.

На своих уроках я использую метод проблемного обучения, чаще всего эвристическую беседу. Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества»

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.

Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

«Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

При подготовки к данному семинару, мною было проведено анкетирование учащихся 7В класса (21 ученик), 9-х (67 человек) классов, 10 класса (26 учеников), 11 класса (23 ученика). предлагаю ознакомиться с результатами опроса учащихся. Эти данные дают яркое представление о том – успешны ли наши дети и успешны ли наши учителя, комфортно ли им на уроках биологии.

Анализ анкеты показал, что в 7 классах мотивы учения гармонично сочетаются, так как в этом возрасте им интересно получать новые знания и влияние окружающих достаточно велико.

Анализ анкеты показал, что в 9 классах мотивы учения преобладают познавательные, потому что обучающиеся в этом возрасте осознанное относятся к учебе – решают кем будут.

Анализ анкеты показал, что в 10 классе мотивы учения гармонично сочетаются и это объясняется тем, что ученики понимают для чего они учатся, выбирают будущую свою профессию и берут пример с окружающих их людей и тех, кто добился успеха в данной отросли.

Анализ анкеты показал, что в 11 классе мотивы учения преобладают познавательные. Будущие выпускник выбрали себе профессию и теперь только полученные ими знания могут им добиться желаемых высот.

С большим ли удовольствием ты ходишь на урок биологии и комфортно ли тебе там?

7 класс: идут на урок с удовольствием им комфортно, некомфортность выражается тогда, когда есть письменная работа (6 человек из 21).

9 класс: идут на урок с удовольствием им комфортно, некомфортность выражается тогда, когда есть письменная работа (18 человек из 67).

10 класс: идут на урок с удовольствием им комфортно, некомфортность выражается тогда, когда есть письменная работа (5 человек из 26).

11 класс: идут на урок с удовольствием им комфортно, некомфортность выражается тогда, когда есть письменная работа (5 человек из 23).

7 класс: форма восприятия нового материала - рассказ и объяснение учителя.

Форма ответа домашнего задания - опрос индивидуальный (устный или письменный), выполнение индивидуального задания.

Отношение учитель-ученик: доброжелательное отношению с обоих сторон, понимают излагаемый учителем материал.

9 класс: форма восприятия нового материала - рассказ и объяснение учителя, но 30 % опрошенных удобна форма самостоятельного изучения по вопросам.

Форма ответа домашнего задания - опрос индивидуальный (устный или письменный).

Отношение учитель-ученик: доброжелательное отношению с обоих сторон, понимают излагаемый учителем материал, работают на уроке с переменным успехом, обучающиеся удовлетворены приобретаемыми на уроке знаниями.

10 класс: форма восприятия нового материала - рассказ и объяснение учителя.

Форма ответа домашнего задания - опрос индивидуальный (устный или письменный), выполнение индивидуального задания.

Отношение учитель-ученик: доброжелательное отношению с обоих сторон, понимают излагаемый учителем материал, работают на уроке активно, обучающиеся удовлетворены приобретаемыми на уроке знаниями.

11 класс: форма восприятия нового материала - рассказ и объяснение учителя, поиск новых знаний по отдельным вопросам.

Форма ответа домашнего задания - опрос индивидуальный (устный или письменный), выполнение индивидуального задания.

Отношение учитель-ученик: доброжелательное отношению с обоих сторон, понимают излагаемый учителем материал, работают на уроке активно, обучающиеся удовлетворены приобретаемыми на уроке знаниями.

В заключении хочется отметить, что