Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
–– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
– Образовательной программы школы;
– Учебного плана школы;
– Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
Основной государственный экзамен по математике направлен на проверку базовых знаний ученика в области алгебры и геометрии, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма. Все проверяемые знания и навыки заложены в школьной программе, но даются в совершенно другой структуре, что усложняет подготовку к экзамену. Спецкурс «Дополнительные главы в изучении математики» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Структура рабочей программы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего, при изучении его в средней школе на профильном уровне.
Материал подобран так, чтобы вспомнить и закрепить наиболее важные темы из пройденного материала, а к концу года закрепить наиболее важные темы основного курса 9 класса. Поскольку в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по математике за курс средней школы включены задания по геометрии, результаты выполнения которых учитываются при определении порога успешности, то этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Прежде всего, незнание фундаментальных метрических формул, а также свойств основных планиметрических фигур полностью лишает учащихся возможности применять свои знания по планиметрии при решении соответствующих задач ОГЭ.
Программа рассчитана на учащихся, которым необходимо сдавать экзамен по математике (ОГЭ). Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 9 классы). Включенный в программу материал рассчитан на разный уровень подготовленности школьников, от фундаментальных знаний, до задач повышенной сложности. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель курса:
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми
новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний,
необходимых для применения в практической деятельности.
ориентироваться в теоретическом материале.
Посредством диагностических работ по каждой теме выяснить, на каком уровне
находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
Ознакомить с особенностями проведения экзамена по математике в форме ОГЭ.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерны для математической деятельности.
Задачи учителя на спецкурсе:
овладение новой методикой преподавания, отличной от урочной;
систематизация накопленных учащимися знаний;
развитие индивидуальных творческих способностей учеников.
Для работы с обучающимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и групповая форма обучения. Помимо этих традиционных форм используются также дискуссии, проекты по темам, содержащих отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, выполнения тестов в режиме Онлайн.
Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.
При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать:
- владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач);
- умение пользоваться математической записью;
- применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Вторая часть модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля направлены на проверку таких качеств математической подготовки, как:
-уверенное владение формально - оперативным алгебраическим аппаратом;
-умение решать комплексную задачу, включающую в себя знания из различных тем курса алгебра;
-умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
-владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Учащийся должен знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
приводить примеры такого описания;
значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как
прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ.
Содержание курса
Тема 1. Числа. Действия с числами (2ч)
Действительные числа. Действия с числами.
Тема 2. Выражения и преобразования (4ч)
Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений.
Тема 3. Функции (3ч)
Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции.
Тема 4. Неравенства (4ч)
Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной.
Тема 5. Уравнения (5 ч)
Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения.
Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений.
Тема 6. Решение текстовых задач (5ч)
Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части.
Тема 7. Треугольники (6 ч)
Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного
треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов.
Тема 8. Четырехугольники (2ч)
Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Свойства четырехугольника, вписанного в окружность.
Тема 9. Площади фигур (1ч)
Формулы площадей плоских фигур. Формула Герона.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
04.09. | | Действительные числа. Действия с числами. | 1 |
11.09. | | Действительные числа. Действия с числами. | 1 |
18.09. | | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений. | 1 |
25.09. | | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений. | 1 |
02.10. | | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений. | 1 |
09.10. | | Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители различными способами. Умножение многочленов. Преобразование алгебраических и дробных выражений. | 1 |
16.10. | | Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции. | 1 |
23.10. | | Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции. | 1 |
06.11. | | Линейная функция. Обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Область определения функции. Область значений функции. Свойства функции. | 1 |
13.11. | | Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 |
20.11. | | Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 |
27.11. | | Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 |
04.12. | | Линейные неравенства. Системы линейных неравенств. Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 |
11.12. | | Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. | 1 |
18.12. | | Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. | 1 |
25.12. | | Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. | 1 |
15.01. | | Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. | 1 |
22.01. | | Равносильность уравнений. Общие приемы решения уравнений. Квадратные уравнения. Уравнения, приводящиеся к квадратным. Дробно-рациональные уравнения. Системы уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач на составление уравнений. | 1 |
29.01. | | Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. | 1 |
05.02. | | Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. | 1 |
12.02. | | Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. | 1 |
19.02. | | Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. | 1 |
26.02. | | Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на части. | 1 |
05.03. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
12.03. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
19.03. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
26.03. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
02.04. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
09.04. | | Виды треугольников. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов. | 1 |
16.04. | | Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Свойства четырехугольника, вписанного в окружность. | 1 |
23.04. | | Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Свойства четырехугольника, вписанного в окружность. | 1 |
30.04. | | Формулы площадей плоских фигур. Формула Герона. | 1 |
Литература
1. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ- 2015. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю, Ростов на / Д: Легион-М, 2015
2. Э.Н. Балаян. Геометрия. 7-9 классы. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: Феникс, 2011
3. Баврин И.И. ГИА 2011. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ГИА.- М.: Дрофа, 2011
4. Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые текстовые задания.- М.: «Экзамен», 2015
5. Математика. 9 класс. Подготовка к ОГЭ- 2015. Учебно- тренировочные тесты. Алгебра и геометрия: Учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов - на- Дону: Легион- М, 2015
6. ОГЭ (ГИА – 9). Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен. Тематические тестовые задания /Ю.А. Глазков, И.К. Варшавский, М.Я. Ганошвили – М.: Издательство «Экзамен», 2015
7. ОГЭ (ГИА – 9) 2015. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания /И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семёнов, П.И. Захаров – М.: Издательство «Экзамен», 2015
8. Геометрия. 7 – 9 класс. Практикум по планиметрии. Готовимся к ГИА: [учебное пособие]/ Ю.А. Глазков, М.В. Егунова, - М.: «Интеллект-Центр», 2014 ОГЭ (ГИА - 9): 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. /И.В. Ященко, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И. Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО,
2015
9.Барабанов, О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.
10.Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов. 7-11 классы // М. АРКТИ, 2004.
11.Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
12. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Мищенко Т.М., Рослова Л.О., Суворова С.Б. Курс по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики»// Математика в школе. –№10.- 2003.- с.2-37
13.Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995. – С. 24.
14.Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. –№6.
15. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2007.
Список Интернет-ресурсов:
1. http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей
категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента
- Ким Наталья Анатольевна.
2. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
4. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
5. http://obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки.