СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ учащегося 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития  составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени,  с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),  интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений,  умений и навыков,   позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ учащегося 2 класса»

Комитет администрации города Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»


РАССМОТРЕНО

Руководитель ГМО учителей ________Ф.И.О.

Протокол №___

от «___» августа 2016г.


.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №12

____________

Приказ №_______

от «___» августа 2016 г.







СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


учащегося 2 класса

Гладких Глеба


Возраст: 11лет

















Ответственный за реализацию программы:

Марченко Н.Н.








г. Яровое

2016 год


Структура СИПР.


Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

2

2. Психолого-педагогическая характеристика

3

3. Индивидуальный учебный план

4

4. Содержание образования:

4

41. Базовые учебные действия

4

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

5

5. Нравственное развитие

8

6. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

9

7. Внеурочная деятельность

9

8. Программа сотрудничества с семьей

9

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов


10

10. Информационно-методическое обеспечение

11

11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

12








  1. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Гладких Глеб Григорьевич

Возраст ребенка и дата рождения: 11 лет, 22.09.2005г.

Место жительства: г. Яровое, кв. А, д.33, к. 118

Мать: Гладких Наталья Викторовна

Отец: Гладких Григорий Сергеевич

Год обучения в МБОУ СОШ №12 -2








  1. Психолого-педагогическая характеристика

Глеб обучается индивидуально на дому с 1 сентября 2014 года.

Семья полная, состоит из 3-х человек, занимает комнату в общежитии.

Мама – домохозяйка. Отец – работает в ООО БМГС «Универсал»

Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Ребёнок расторможен, гиперактивен, контакт затруднен; несформированность языковых и речевых средств тяжелой степени. Ему рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

Мальчик тяжело переносит соматические заболевания, но болеет редко: родные оберегают ребенка, своевременно купируют первые признаки простуды.

Мальчик знает свое имя, но недостаточно отождествляет себя с собственным именем. Самостоятельная речь с грубыми нарушениями всех компонентов: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фраза усеченная, номинативный словарь крайне ограничен, не понимает значения предлогов и не употребляет их в собственной речи. По подражанию произносит слова, предложения, наблюдаются эхолалии. Может выразить свои желания и потребности (писать, пить, дай кушать, давай почитаем, пойдем гулять, картинки посмотрим, устал, дай пожалуйста – когда что-то выпрашивает). Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. В целом речь ребёнка лишена смысла: порой мальчик произносит не к месту слова, выражения, когда–то ранее им услышанные. Любит слушать стихи и сказки, но на вопросы по прослушанному не отвечает.

Мальчик излишне подвижен, не достаточно послушен. Простые бытовые требования родных и учителя выполняет и, тем не менее, нуждается в постоянном присмотре. Самостоятельно игрушками не играет: разбрасывает их, рвет бумагу, книги, ломает цветные карандаши. Мама вынуждена прятать в недоступное место учебные принадлежности немедленно, сразу после занятий. С детьми ученик не играет, не замечает их на игровой площадке. Круг общения ограничен (родные и учитель).

Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем мальчик воспринимает, как смену обстановки, развлечение. На занятии затрудняется удерживать правильную позу, отодвигается от стола. Быстро утомляется, вскакивает с места, нуждается в частой смене деятельности. Учителя слушает, но не выполняет инструкции учителя, не умеет выполнять действия по подражанию и образцу. Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Группирует предметы по цвету, форме, величине с ошибками. Составляет картинку из 2-х частей по образцу. "Почтовый ящик» собирает путем подбора. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом (неправильное удержание инструмента, не умеет проводить линии в заданном направлении – беспорядочно чертит, с силой нажимая на карандаш, не может соединить точки, не обводит силуэт предмета по карандашу). Мальчик одинаково неловко работает как правой, так и левой рукой. Ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания частично сформированы: ест ложкой, пьет из кружки, одевается и раздевается с частичной помощью взрослого. Требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии. В туалет ходит самостоятельно.

Ребенок нуждается в постоянном присмотре во всех видах помощи.

Приоритетные образовательные предметы:


1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления

3. Человек

4. Окружающий природный мир



  1. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год


Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация


2

2. Математика

Математические представления

2

3. Окружающий мир

Человек

2

Окружающий природный мир

2


Итог 8



4. Содержание образования.


4.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени,

          • От начала до конца,

          • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит индивидуальных занятиях по на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.








4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.


Рабочая программа по организации учебного процесса во 2 классе составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;


Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.



Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса: семейное обучение

Принцип построения занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.


Организация и проведение занятий по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;


Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.


Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.


Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.


Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Описание возможных результатов обучения:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.

- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).

2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Математика.

Математические представления:

Цель: формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)


Окружающий мир

Окружающий природный мир

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные.

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Человек:

Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

      • представления о собственном теле

      • распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

      • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на

      • фотографии, отражением в зеркале

      • отнесение себя к определенному полу

      • умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности

      • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее

      • или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них

      • взрослым

      • умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)

  • умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью

взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры





  1. Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;





6.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у рёбёнка вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта)


Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.


Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.







  1. Программа внеурочной деятельности

Работа по внеурочной деятельности с Глебом организуется в направлении физического развития. Данная работа проводится в течение всего года. Для мальчика это направление внеурочной деятельности оптимально, т. к. у ученика имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, наблюдается нецеленаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.




  1. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:


Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам:

«Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».


обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • участие родителей в разработке СИПР

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;



организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения

личные беседы;

  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

  • обсуждение результатов.





9..Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения») ,

Выше перечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным) . В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а так же теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы) , так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации) . По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.


10.Информационно-методическое обеспечение.

Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:

    • необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;

    • характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;

    • доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др. ) , в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

    • возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).













11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения


Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действие выполняется ребенком:


- со значительной помощью взрослого

пп

- с частичной помощью взрослого

п

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

- подражая или по образцу

о

- самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н






Учитель:

_________________

/Марченко Н.Н../

Психолог:

___________________

/Мацедон Н.Д./

Родители:

_________________

/______


_________________

/______










Приложение 1




Содержание образования специальной индивидуальной программы развития


Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка

Оценка результативности освоения

на определенный учебный период (полгода)).

СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Язык и речевая практика



Речь и альтернативная коммуникация



Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата

пп нву


Восприятие и понимание речи

нву


Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»)

и


Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»)

п нву


Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»)

пп нву


Математика



Математические представления

нву


Выбрать названный предмет из двух

пп

(нву)


Выбрать названный предмет из двух

пп

(нву)


Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов

пп

(нву)


Указать названную часть тела

о


Ориентировка в пространстве ДДИ

п (нву)


Знание и реагирование на понятия «рядом»,

«около»

и


Перемещение «косточек» по проволочной рамке

п (нву)


Навыки невербального общения:



Установление визуального контакта с собеседником

и


Ориентация на лицо взрослого

и


Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)

о


Соблюдение коммуникативной и физической

п



дистанции



Адекватное использование мимики и выражения

лица

пп

(нву)


Искусство



Изобразительная деятельность

нву


Сминание бумаги

пп

(нву)


Сгибание и разгибание бумаги

пп

(нву)


Разрывание бумаги на части

пп

(нву)


Раскатывание пластилина

пп

(нву)


Деление пластилина на части

пп

(нву)


Размазывание пластилина на плоскости

пп

(нву)


Музыка и движение



Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение

пп

(нву)


Эмоциональная отзывчивость на музыку

пп

(нву)


Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения

пп

(нву)


Реагирование на начало и конец музыки

пп

(нву)


Реакция на учителя, воспитателя

с (у)


Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

и


Умение пользоваться невербальными средствами общения

пп

(нву)





Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем)

п (нву)


Чистка зубов, пользование туалетной бумагой,

пп

(нву)


Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой

пп

(нву)


Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп

пп

(нву)


Пользование раковиной, водопроводным краном

пп

(нву)


Умение пить из чашки и из стакана

п (нву)


Умение надевать и снимать предметы одежды (обуви)

п (нву)


Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

пп

(нву)


Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

пп

(нву)


Ежедневная гигиена тела

пп

(нву)


Знание названий частей тела человека

п (нву)


Физическая культура

нву


Умение показать себя (реакция на «я», свое имя)

с (у)


Реакция на учителя, воспитателя

с (у)


Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

с (у)


Умение пользоваться невербальными средствами общения

п (нву)


Коррекционно – развивающие занятия



Артикуляционная (речевая) гимнастика

пп

(нву)


Упражнения для языка

пп



(нву)


Упражнения для губ

пп

(нву)


Логопедические игры

! (н)


Коррекционные курсы



Сенсорное развитие

нву


Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека

с (у)


Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

с (у)


Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него

нву


Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)

нву


Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

нву


Узнавание и различение цвета объекта

н


Восприятие предметов по цвету: красный, желтый,

белый

н


Предметно – практические действия



Сминание бумаги

пп

(нву)


Отрывание кусочков бумаги от целого листа

пп

(нву)


Работа с бумагой (сгибание, разгибание)

пп

(нву)


Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей

пп

(нву)


Разминание пластилина

пп

(нву)


Размазывание материала по плоскости

пп

(нву)


Лепка шариков

пп



(нву)


Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета

пп

(нву)


Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки»)

пп

(нву)


Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки»)

пп

(нву)


Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями

пп

(нву)


Пересыпание различных круп в емкости

пп

(нву)


Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях

пп

(нву)


Переливание воды из одной ёмкости в другую

пп

(нву)


Захватывание, удерживание предмета

и


Опускание предмета в коробку

п


Закрывание коробок разной величины

пп

(нву)


Бросание мелких предметов в коробку

пп

(нву)


Работа с пирамидками

пп

(нву)


Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы)

п


Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)

п


Вращение различных предметов

п (нву)


Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)

п (нву)


Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)

п (нву)


Подтягивание предметов за веревочку

п (нву)


Двигательное развитие



Выполнение движений головой

п (нву)


Выполнение движений руками

п (нву)


Выполнение движений пальцами рук

п (нву)


Выполнение движений плечами

п (нву)


Обучение опираться на предплечья и кисти рук

пп

(нву)


Бросание и ловля мяча

! (н)


Изменение позы в положении лежа

п (нву)


Изменение позы в положении сидя

п (нву)


Изменение позы в положении стоя

п (нву)


Обучение вставать на четвереньки

п (нву)


Обучение ползать

п (нву)


Обучение сидеть ровно

п (нву)


Альтернативная коммуникация



Привлечение внимания ребенка звучащими предметами

и


Привлечение внимания ребенка жестами

и


Привлечение внимания ребенка изображениями

п (нву)


Привлечение внимания ребенка речью

и


Установление зрительного контакта со взрослым

и


Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы)

п (нву)


Реагирование на собственное имя

о


Приветствие собеседника

п (нву)


Обозначение желаний с использованием взгляда

п (нву)







24