средняя общеобразовательная школа № 1 п. Восточный
п. Восточный
2024 г.
- способствовать углублению знаний о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных, усвоению понятий неоднородное, параллельное, последовательное, однородное подчинение, комбинированное подчинение;
- учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.
- развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
- развивать практические навыки анализа сложного предложения, использования сложноподчиненного предложения в речи, умение конструировать сложноподчиненное предложение;
- совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.
- формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношение к предмету;
- создавать атмосферу способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив);
- воспитывать культуру речи.
- карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
Организационный этап. Мотивация. Цель: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; зафиксировать затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. | Презентация, слайд №2 Ребята, древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрён знаниями, не будет спотыкаться». А великому древнегреческому мыслителю Сократу принадлежат такие слова «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли»,- писал Н. И. Жинкин. - Как вы понимаете смысл этих высказываний? - Какими по строению являются эти предложения? -Какими эти предложения являются по типу средств связи предикативных частей? -Какими эти предложения являются по типу отношений между предикативными частями? Назовите виды придаточных частей этих СПП. Чем отличается 3 предложение от двух других? Каким может быть тип подчинения в СПП с несколькими придаточными? -Для чего важно знать особенности таких предложений? -А ещё это Вам пригодится на ОГЭ при выполнении задания 13. (Презентация, слайд №3) | Фронтальная работа. Анализируют предложения. -Смысл этих высказываний сводится к одному: нужно учить язык, потому что речь человека – это его визитная карточка. - Все предложения – сложные, союзные, сложноподчинённые. - 1 предложение – СПП с придаточным определительным, 2 предложение – СПП с придаточным цели. В 3 предложении три предикативных части. - Тип подчинения в третьем предложении определить затрудняются. -Знать особенности строения сложных предложений нужно для того, чтобы верно их употреблять в речи. Сложные предложения помогают выразить мысль более полно, развёрнуто. | Создается мотив к изучению сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. |
Определение темы урока, целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется тема и цель урока. | - О чём сегодня мы будем говорить на уроке? - Можете ли вы назвать основные виды СПП с несколькими придаточными? - Какова наша цель? Чему мы будем учиться? | - Формулируют тему: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными». - Не можем. - Изучить строение СПП с несколькими придаточными, научиться определять тип подчинения, употреблять СПП предложения в речи. | Определяется тема урока и формулируется цель. |
Планирование деятельности Цель: согласовать учебную деятельность, направленную на достижение цели урока; определить задачи учебной деятельности | - А что вы хотите узнать о СПП с несколькими придаточными? - Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? | Ставят проблемный вопрос: как определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? (Презентация, слайд №4) - Проанализировать строение СПП. Составить алгоритм определения типа подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными. Изучить теоретический материал в учебнике. Выполнить упражнение. | Формируется самостоятельность планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. |
Выполнение деятельности Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме, организовать первичное закрепление изученного материала, способствовать самостоятельному овладению знаниями, способами активной познавательной деятельности. | Давайте вспомним план анализа сложного предложения. Пользуясь полученным алгоритмом, проанализируйте СПП с несколькими придаточными. Проведём проверку. Сформулируем вывод . Изучим теоретический материал учебника (чтение с пометками: «+» - знаю, «-» - новое для меня; стр. 118-121) Выполним практическую работу, чтобы понять, насколько хорошо усвоен материал. | Фронтальная работа. Составляют алгоритма определения вида СПП с несколькими придаточными (Презентация, слайд №5) Групповая работа – Приложение 1, карточка № 1, анализ СПП с несколькими придаточными. Проверяют работу. (Презентация, слайд №6-8) Самостоятельная формулировка выводов по изученному материалу (Презентация, слайд №9) Самостоятельная работа с учебником, формулируют вывод. Индивидуальная работа для слабоуспевающих (Приложение 1, карточка №3) Работа в паре - заполнение таблицы «Виды СПП с несколькими придаточными», (Приложение 1, карточка № 2) (самопроверка Презентация, слайд №10). Фронтальная работа (игра «Мозаика», составление СПП по разрозненным частям, (Презентация, слайд №11) | Составлен алгоритм определения вида СПП с несколькими придаточными Получают опыт коллективного взаимодействия через работу в группах Формирование навыков самопроверки. Формулируется общий вывод о типах подчинения в СПП с несколькими придаточными. Формирование навыка самостоятельного приобретения и переноса знаний. Работа с учебником по поиску необходимой информации. Формирование умения определять тип подчинения в СПП с несколькими придаточными, развитие аналитических способностей, навыка взаимопроверки. Формирование умения строить СПП с несколькими придаточными |
Контроль и коррекция усвоения изученного Цель: организовать первичный контроль усвоения изученного материала, способствовать устранению личностных затруднений | Предлагает поработать с учебным тренажёром, чтобы самостоятельно выяснить затруднения, возникшие в ходе изучения темы. | Работа в паре (электронный учебный тренажёр) | Формирование умения работать с ЭОР. Формирование умения определять затруднения в собственной деятельности и корректировать их. Приобрели личный опыт в получении общего результата. |
Рефлексия. Оценка. Цель: инициировать рефлексию собственной деятельности учащихся; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; формирование способности оценивать собственную деятельность | Давайте подведем итоги вашей совместной деятельности. -Какую цель вы определяли для себя вначале урока? -Достигли ли вы поставленной цели? (спрашивает выборочно некоторых учащихся) - Что делали для достижения цели, как действовали? Обращается к обучающимся: Были ли затруднения и ошибки, какие? Каковы их причины? Что вы предполагаете сделать, чтобы устранить затруднения? Оценить свою деятельность и результаты я предлагаю вам с помощью листов самооценки, определите, что вызвало затруднение. | -Изучить строение СПП с несколькими придаточными, научиться определять тип подчинения, употреблять СПП предложения в речи. -Да, так как успешно справились с заданием/ не полностью достигли цели, так как возникали затруднения Называют виды деятельности. Называют и анализируют затруднения. Называют причины: не был внимателен, не понял…, не умею… Попросить помощи у одноклассника Попросить помощи у учителя Прочитать текст в учебнике Заполняют лист самооценки (Приложение 3) | Формирование навыка рефлексии. Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха /не успеха в учебной деятельности Использование критериев для обоснования своего суждения. Планирование учебного сотрудничества Формирование умения контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия. |
Итог урока. Домашнее задание. Карточки на выбор по степени сложности (Приложение 2) | Ребята, сегодня на уроке мы не говорили с вами о расстановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Кто-нибудь может с уверенностью сказать, что он знает, как правильно расставить знаки препинания в таком предложении? Об этом мы будем говорить с Вами на следующем уроке. | Анализ предложений (Презентация, слайд №12) Затрудняются расставить знаки. | Планирование и управление деятельностью, оптимизация ритма и формы работы отработка умения использовать различные источники информации. |