СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление социально ориентированной рыночной экономики А

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет более качественно провести урок по данной теме.

 

Просмотр содержимого документа
«Становление социально ориентированной рыночной экономики А»

Всемирная история, 11 класс Тема урока:  «Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США»»

Всемирная история, 11 класс

Тема урока:

«Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США»»

План «Экономическое чудо» в Западной Германии Роль государства в экономике обновляющейся Европы Социально-экономический курс в США Возвышение среднего класса

План

  • «Экономическое чудо» в Западной Германии
  • Роль государства в экономике обновляющейся Европы
  • Социально-экономический курс в США
  • Возвышение среднего класса
ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА план Маршалла – предоставление США кредитов на сумму 13 млрд.$ Европе, которые шли на закупку промышленного оборудования рост рынка за счет расширения потребительских расходов на покупку товаров длительного пользования; рост международной торговли за счет либерализации таможенных пошлин; экономическая интеграция; эра дешевой нефти за счет резкого увеличения добычи в странах Персидского залива; максимальные инвестиции в экономику частного бизнеса и государств; внедрение новых технологий.  Госсекретарь США Маршалл Страны, получившие помощь по плану Маршалла

ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

  • план Маршалла – предоставление США кредитов на сумму 13 млрд.$ Европе, которые шли на закупку промышленного оборудования
  • рост рынка за счет расширения потребительских расходов на покупку товаров длительного пользования;
  • рост международной торговли за счет либерализации таможенных пошлин;
  • экономическая интеграция;
  • эра дешевой нефти за счет резкого увеличения добычи в странах Персидского залива;
  • максимальные инвестиции в экономику частного бизнеса и государств;
  • внедрение новых технологий.

Госсекретарь США Маршалл

Страны, получившие помощь

по плану Маршалла

«Экономическое чудо» в Западной Германии « Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не смогли с ней справиться» Людвиг Эрхард

«Экономическое чудо» в Западной Германии

« Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не смогли с ней справиться»

Людвиг Эрхард

«Экономическое чудо» в Западной Германии Архитектором «Германского чуда» называю Федеративная Республика Германии Экономическое положение профессора Людвига Эрхарда (1897 – 1977). Министр народного хозяйства ФРГ 1949-1963, заместитель федерального канцлера с 1957, федеральный канцлер 1963-1966 г.

«Экономическое чудо» в Западной Германии

Архитектором «Германского чуда» называю Федеративная Республика Германии Экономическое положение профессора Людвига Эрхарда (1897 – 1977). Министр народного хозяйства ФРГ 1949-1963, заместитель федерального канцлера с 1957, федеральный канцлер 1963-1966 г.

«Экономическое чудо» в Западной Германии В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Благодаря им за короткий срок (примерно 10 лет) произошло «немецкое чудо» превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

«Экономическое чудо» в Западной Германии

В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Благодаря им за короткий срок (примерно 10 лет) произошло «немецкое чудо» превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

«Экономическое чудо» в Западной Германии В книге «Благосостояние для всех» 1957г. Эрхард отмечает , что основная цель экономических реформ: 1) создание «социального рыночного хозяйства 2) Повышение покупательской способности всех слоев населения 3) Увеличение государственного дохода

«Экономическое чудо» в Западной Германии

В книге «Благосостояние для всех» 1957г. Эрхард отмечает , что основная цель экономических реформ:

1) создание «социального рыночного хозяйства

2) Повышение покупательской способности всех слоев населения

3) Увеличение государственного дохода

«Экономическое чудо» в Западной Германии Предпосылки ЭЧ: 1)Внутренние капиталовложения в промышленность; 2) Помощь США по плану Маршалла; 3)Сама продолжительная рабочая неделя в ФРГ – 56 часов; 4) ФРГ не имела до 1956 г значительных военных расходов; 5) протекционистская политика государства

«Экономическое чудо» в Западной Германии

Предпосылки ЭЧ:

1)Внутренние капиталовложения в промышленность;

2) Помощь США по плану Маршалла;

3)Сама продолжительная рабочая неделя в ФРГ – 56 часов;

4) ФРГ не имела до 1956 г значительных военных расходов;

5) протекционистская политика государства

«Экономическое чудо» в Западной Германии Основные ЭТАПЫ: 1 ) 1948 – 1949 денежная и ценовая реформа, повышение ставок з\п с учетом роста производительности труда; 2) 1950 – 1951 повышение среднего уровня занятости;

«Экономическое чудо» в Западной Германии

Основные ЭТАПЫ:

1 ) 1948 – 1949 денежная и ценовая реформа, повышение ставок з\п с учетом роста производительности труда;

2) 1950 – 1951 повышение среднего уровня занятости;

«Экономическое чудо» в Западной Германии 3) 1952 г. – прекращение роста цен; 4) 1953 – 1955 – начало эры «благосостояния для всех» .В 1954 был в двое повышен уровень общегерманского производства 1936 г. 5) 1955- 1960 гг. Переход к спокойному прогрессу.

«Экономическое чудо» в Западной Германии

3) 1952 г. – прекращение роста цен;

4) 1953 – 1955 – начало эры «благосостояния для всех» .В 1954 был в двое повышен уровень общегерманского производства 1936 г.

5) 1955- 1960 гг. Переход к спокойному прогрессу.

Итоги «Немецкого экономического чуда»: Возрождение экономического потенциала страны , в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы. К середине 50 – х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов.

Итоги «Немецкого экономического чуда»:

Возрождение экономического потенциала страны , в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы. К середине 50 – х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов.

Роль государства в экономике обновляющейся Европы Италия  В начале 1960-х гг. была национализирована (перешла в собственность государства) электротехническая промышленность. Быстро развивалось машиностроение Государство защищало предприятия и банки от банкротства; Разработали среднесрочные общенациональные программы по преодолению отсталости южных районов страны

Роль государства в экономике обновляющейся Европы

Италия

  • В начале 1960-х гг. была национализирована (перешла в собственность государства) электротехническая промышленность. Быстро развивалось машиностроение
  • Государство защищало предприятия и банки от банкротства;
  • Разработали среднесрочные общенациональные программы по преодолению отсталости южных районов страны
Роль государства в экономике обновляющейся Европы Великобритания Получала помощь от США по «плану Маршалла». Провели программу национализации с выплатой компенсации бывшим собственникам (угольная, металлургическая и газовая промышленности, транспорт, система связи). С 1948 г. – закон о создании системы государственного страхования и здравоохранения, об увеличении пенсий. Начали строить муниципальное (государственное) жильё для малоимущих

Роль государства в экономике обновляющейся Европы

Великобритания

  • Получала помощь от США по «плану Маршалла».
  • Провели программу национализации с выплатой компенсации бывшим собственникам (угольная, металлургическая и газовая промышленности, транспорт, система связи).
  • С 1948 г. – закон о создании системы государственного страхования и здравоохранения, об увеличении пенсий.
  • Начали строить муниципальное (государственное) жильё для малоимущих
Роль государства в экономике обновляющейся Европы Франция Национализировали энергетику и транспорт, часть авиационной, автомобильной промышленности, банки и страховые компании. Ввели систему экономического планирования. Ввели гарантированный минимум заработной платы Установили 40-часовую рабочую неделю с двумя выходными, минимальный отпуск увеличили до трёх недель

Роль государства в экономике обновляющейся Европы

Франция

  • Национализировали энергетику и транспорт, часть авиационной, автомобильной промышленности, банки и страховые компании.
  • Ввели систему экономического планирования.
  • Ввели гарантированный минимум заработной платы
  • Установили 40-часовую рабочую неделю с двумя выходными, минимальный отпуск увеличили до трёх недель
Роль государства в экономике обновляющейся Европы Послевоенные реформы во многом изменили облик европейских индустриальных стран. В начале XX в. на нужды государства шло не более 10% ВВП. эти средства главным образом расходовались на армию и полицию. В результате реформ конца 1940-1960-х гг. в развитых странах Европы государство в той или иной форме распоряжалось уже примерно 50% ВВП. Большая часть расходов направлялась на развитие образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, на создание рабочих мест, строительство дешёвого жилья. Это гарантировало социальный мир.

Роль государства в экономике обновляющейся Европы

  • Послевоенные реформы во многом изменили облик европейских индустриальных стран. В начале XX в. на нужды государства шло не более 10% ВВП. эти средства главным образом расходовались на армию и полицию.
  • В результате реформ конца 1940-1960-х гг. в развитых странах Европы государство в той или иной форме распоряжалось уже примерно 50% ВВП. Большая часть расходов направлялась на развитие образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, на создание рабочих мест, строительство дешёвого жилья. Это гарантировало социальный мир.
Социально-экономический курс в США Меры для поддержки частных предпринимателей (государство по минимальным ценам распродало им часть военного имущества, например, гигантские суда за 1 доллар Закон Тафта – Хартли (1947 г.) –запрет забастовок государственных служащих и забастовок солидарности. Власть получила право принудительно регулировать трудовые конфликты.

Социально-экономический курс в США

  • Меры для поддержки частных предпринимателей (государство по минимальным ценам распродало им часть военного имущества, например, гигантские суда за 1 доллар
  • Закон Тафта – Хартли (1947 г.) –запрет забастовок государственных служащих и забастовок солидарности.
  • Власть получила право принудительно регулировать трудовые конфликты.
Социально-экономический курс в США В 1950-1960-е гг. американцы столкнулись с массовым движением темнокожих американцев за свои гражданские права Сегрегация – раздельное обучение белых и чёрных детей в школах, отдельные магазины, церкви, больницы, кафе, транспорт В 1957 г. суд признал незаконной сегрегацию в школах. Это вызвало беспорядки и протесты белых в южных штатах США. Президент Линдон Джонсон подписывает законопроект о гражданских правах 2 июля 1964 года.

Социально-экономический курс в США

  • В 1950-1960-е гг. американцы столкнулись с массовым движением темнокожих американцев за свои гражданские права
  • Сегрегация – раздельное обучение белых и чёрных детей в школах, отдельные магазины, церкви, больницы, кафе, транспорт

В 1957 г. суд признал незаконной сегрегацию в школах. Это вызвало беспорядки и протесты белых в южных штатах США.

Президент Линдон Джонсон подписывает законопроект о гражданских правах 2 июля 1964 года.

Социально-экономический курс в США Преподобный Мартин Лютер Кинг обращается к собравшимся, по оценкам до 70000, на митинге за гражданские права на стадионе-мемориале Солдатское поле в Чикаго, 21 июня 1964 года. Кинг сказал на митинге, что одобрение Конгрессом закона о гражданских правах предвещает

Социально-экономический курс в США

  • Преподобный Мартин Лютер Кинг обращается к собравшимся, по оценкам до 70000, на митинге за гражданские права на стадионе-мемориале Солдатское поле в Чикаго, 21 июня 1964 года. Кинг сказал на митинге, что одобрение Конгрессом закона о гражданских правах предвещает "Рассвет новой надежды для негров"
  • Мартин Лютер Кинг – темнокожий священник, который первым бросил вызов расовой дискриминации. Он предложил тактику ненасильственных действия.
Социально-экономический курс в США  С 1960 по 1970 гг. доля семей, которые жили ниже официально установленного порога бедности, сократилась вдвое. 1964 г. – принят закон о гражданских правах, запрещающий любые формы дискриминации на территории США. В 1960 г. президентом США стал Джон Кеннеди. Особое внимание правительство Кеннеди уделило социальным программам, в частности совершенствованию систем здравоохранения и образования.  После гибели Дж. Кеннеди в 1963 г. пост президента занял вице-президент демократ Линдон Джонсон.

Социально-экономический курс в США

С 1960 по 1970 гг. доля семей, которые жили ниже официально установленного порога бедности, сократилась вдвое.

  • 1964 г. – принят закон о гражданских правах, запрещающий любые формы дискриминации на территории США.

В 1960 г. президентом США стал Джон Кеннеди. Особое внимание правительство Кеннеди уделило социальным программам, в частности совершенствованию систем здравоохранения и образования.

После гибели Дж. Кеннеди в 1963 г. пост президента занял вице-президент демократ Линдон Джонсон.

Возвышение среднего класса 1. Рост благосостояния (увеличение зарплаты по сравнению с 1950-1970 гг. – Япония и Италия – в 4,5 раза; Франция и ФРГ – 3,5; Англия – 2 раза); 2. Разрушение старой классовой структуры, основанной на противоречии интересов предпринимателей и рабочих; 3.Увеличение численности среднего класса и работников умственного труда («белых воротничков»); 4. Изменение характера общественных отношений – на смену конфронтации пришло сотрудничество и партнерство 5. Создание паритетных отношений женщин и мужчин в бизнесе и политике. Произведение американского художника Д. Ханаана «Женщина с продуктовой корзиной» (1969) символизирует общество потребления. Какое отношение к обществу потребления выразил художник?

Возвышение среднего класса

1. Рост благосостояния (увеличение зарплаты по сравнению с 1950-1970 гг. – Япония и Италия – в 4,5 раза; Франция и ФРГ – 3,5; Англия – 2 раза);

2. Разрушение старой классовой структуры, основанной на противоречии интересов предпринимателей и рабочих;

3.Увеличение численности среднего класса и работников умственного труда («белых воротничков»);

4. Изменение характера общественных отношений – на смену конфронтации пришло сотрудничество и партнерство

5. Создание паритетных отношений женщин и мужчин в бизнесе и политике.

Произведение американского художника Д. Ханаана «Женщина с продуктовой корзиной» (1969) символизирует общество потребления. Какое отношение к обществу потребления выразил художник?

Возвышение среднего класса «Благополучные 50-е гг. в США» - формирование общества массового потребления 50 % общества – собственники дома или квартиры; более 50 % входят в категорию среднего класса (еще не миллионеры, но уже не бедняки); символ процветания – массовое строительство торговых центров; автомобилизация страны; строительство хайвэев – сверхскоростных магистралей.

Возвышение среднего класса

«Благополучные 50-е гг. в США» -

формирование общества массового потребления

  • 50 % общества – собственники дома или квартиры;
  • более 50 % входят в категорию

среднего класса (еще не миллионеры,

но уже не бедняки);

  • символ процветания – массовое строительство торговых центров;
  • автомобилизация страны;
  • строительство хайвэев – сверхскоростных магистралей.