Муниципальное автономное общеобразовательной учреждение средняя общеобразовательная школа №14 имени А.Ф. Лебедева
«Организация методической работы с молодыми учителями»
(доклад на Совете наставников)
2015 г.
Становление учителя - процесс достаточно сложный и кропотливый, требующий постоянной работы над собой. Педагог - это не только профессия, но это и призвание, предопределенное судьбой. Получить педагогическое образование под силу многим, но стать учителем - дано не каждому. Наше современное общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от педагога постоянного профессионального роста, самоотдачи, работы над собой. Все приобретается с опытом, годами. И именно начинающим педагогам нужна постоянная помощь людей более опытных. Педагогическое образование, конечно же, предполагает наличие профессиональных умений и навыков, владение методикой преподавания. Но теория одно, а практика, непредвиденные педагогические ситуации, возрастные и интеллектуальные особенности детей, умение их слышать, принимать правильные педагогические решения - совсем иное. И вот здесь начинающему педагогу будет просто необходима помощь более опытного педагога, который станет для него наставником.
В нашей школе действует система адаптации и профессионального роста педагогов, одним из этапов которой является адаптация молодого специалиста. Работает методическая школа «Введение в должность» и система наставничества.
Каждый учитель должен быть профессионалом в своей работе. Но как им стать без опыта, без помощи более опытных людей? Молодой учитель придя в школу сталкивается с множеством трудностей, вопросов. И здесь, как никогда, нужен в помощь наставник. Зачем нужно наставничество?
Цель наставничества - развитие профессионального навыков молодых специалистов, как первого, так и второго года работы. Для этого в нашей школе определены следующие задачи:
-оказание методической помощи молодым специалистам в повышении своего методического и дидактического уровня при организации учебно-воспитательного процесса;
-создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодых педагогов;
-развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
На развитие всего перечисленного выше направлена деятельность методической службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности молодой педагог был не пассивным созерцателем, а активным субъектом процесса совершенствования своего профессионализма. Таким образом методическая работа требует комплексного подхода по разным направлениям.
В нашем коллективе имеются постоянно действующие методические объединения, где работают интересные, творческие педагоги с многолетним стажем, способные увлечь молодых учителей. На каждом МО есть молодые учителя, за которыми закреплены педагоги-наставники.
К началу нового учебного года каждое МО составляет план работы с молодыми учителями, а так же индивидуальный план адаптации с учетом личного интереса молодого учителя, возможности его профессионального роста. Мы предлагаем поучаствовать в профессиональных конкурсах, дать открытые уроки, например, в рамках Регионального фестиваля открытых уроков молодых специалистов, проведение мастер-классов как на школьном уровне, так на муниципальном, участие в научно-практической конференции, организацию проектной деятельности учащихся и др..
На протяжение всего периода адаптации педагог-наставник осуществляет контроль за молодым учителем: консультирует, посещает уроки, помогает в разработке методических продуктов, при подготовке к проведению открытых мероприятий, участию в конкурсах, демонстрирует собственный опыт.
С целью успешного осуществления данной работы мы проводим целенаправленную диагностику педагогического опыта коллектива учителей школы – этим занимается МО – и самоанализ каждого учителя в отдельности.
Практика показывает, что, работая над самоанализом своей деятельности, некоторые молодые учителя испытывает затруднения при выявлении собственных ошибок, их причин, и путей устранения. Вместе с тем, увидеть самому свои ошибки, определить их причины, наметить пути для их преодоления, работать в дальнейшем над их устранением– это самый эффективный путь к овладению профессиональным мастерством. Мы считаем, что успех работы коллектива школы зависит от умения каждого анализировать свою деятельность. И именно наставник помогает учителю найти причину противоречия между желаемым и реальностью.
В конце года координатор Совета наставников нашей школы изучает представленные отчеты, экспертные карты уроков, заключения наставников, отзывы молодых специалистов. Как результат деятельности наставника может служить активное участие молодых специалистов в мероприятиях разного уровня. Например, молодые учителя нашей школы принимают участие в следующих мероприятиях:
-Региональный конкурс «Молодой учитель»;
-Муниипальный конкурс «Портфолио-путь к успеху»;
-III региональный фестиваль педагогических идей «Инновационный бум»;
-Региональный фестиваль открытых уроков молодых специалистов и др.
Молодые учителя нашей школы активно участвуют в этих и подобных конкурсах, что способствует их дальнейшему профессиональному росту.