СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
АРЫКИНА Н. С.
методист,
КАЗАКОВИЧ И. В.
преподаватель профессиональных модулей,
ГБПОУ МО Московский областной медицинский колледж № 1,
Наро-Фоминский филиал, Россия, г. Наро-Фоминск
В последние годы перед здравоохранением остро возникла необходимость повышение уровня и качества медицинской помощи населению. Чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда надо повышать практико-ориентированную подготовку будущих специалистов, их компетентность и конкурентоспособность.
Медицинское образование – это то место, где использование симуляционного обучения является одним из важнейших способов научить студентов манипуляциям и в дальнейшем продолжать повышать уровень знаний и умений.
Мак Гаги говорит о симуляции, что это «человек, устройство, усилия по воссозданию проблемы, в которой обучающийся должен отреагировать так, как он это сделает в реальной обстановке»
Николь Маран и Ронни Главин дали определение симуляционному обучению – «образовательная методика, предусматривающая интерактивный вид деятельности, через погружение в среду, путем воссоздания реальной клинической ситуации»
Занятия в медицинском колледже подразделяются на лекционные и практические. Особое место отводится учебной и производственной практике. В соответствии федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения на практическое обучение отводится 70% учебного времени. Лекционные занятия позволяют преподавателю четко и подробно изложить теоретический материал по теме, но только практические занятия с применением симуляционного обучения позволяют преподавателю продемонстрировать выполнение той или иной манипуляции, изученной на лекции.
Симуляционное обучение позволяет:
закрепить полученные теоретические знания;
снизить уровень психологического стресса при выполнении первых манипуляций;
обучить манипуляциям;
приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности;
«отточить» четкость, правильность и скорость выполнения действий, которые могу спасти жизнь пациенту в реальном случае;
повышать мастерство;
отрабатывать профессиональные действия при экстремальных ситуациях;
проанализировать и исправлять допущенные ошибки.
Такие занятия позволяют студентам применить полученные знания и навыки – довести до автоматизма определенные действия. И в дальнейшем, на производственной практике, принимать участие в выполнении манипуляции в лечебном учреждении под контролем и руководством медицинских работником.
Систематичное использование различных типов симулирования: учебные пособия, плакаты, электронные и компьютерные учебники, обучающие игры, письменные клинические ситуационные задачи, фантомы, муляжи, манипуляционные тренажеры для отработки практических навыков, механический манекен - имитатор пациента, стандартизированные пациенты и ролевые игры позволяет повысить уровень профессиональной подготовки будущих медицинских специалистов среднего звена.
Одним из примеров использования симуляционного обучения служит изучение производственного модуля ПМ.02 Участие в лечебно-диагостическом и реабилитационном процессах междисциплинарного курса МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздела Сестринская помощь в педиатрии темы «Сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей»:
техника проведения ингаляции детям;
техника проведения небулайзерной терапии;
техника проведения ножной и ручной ванны детям;
постановка согревающего компресса на околоушную область;
измерение температуры тела (термометрия);
техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребёнка.
По теме занятий «Сестринский процесс при пневмонии, бронхиальной астме у детей»:
разведение и введение антибиотиков;
измерение функции внешнего дыхания с помощью пикфлоуметра;
дренажное положение;
техника постановки горчичников детям.
По теме занятий «Неотложные состояния в педиатрии»:
сердечно-легочная реанимация;
переохлаждение новорожденного;
перегрев новорожденного;
гипертермический синдром;
судорожный синдром;
анафилактический шок;
крапивница и отёк Квинке;
гипергликемическая кома;
гипогликемическая кома;
острое отравление;
нарушение ритма сердца.
Преподавать на таких соблюдает все этапы симуляционного обучения. Первый этап включает в себя мини-лекцию - инструктаж, определение объекта, предмета и цели, ставятся задачи, определяется и оценивается имеющееся оборудование. На этом этапе преподаватель сам показывает поэтапное выполнение манипуляции с комментарием своих действий. Второй этап - симуляционное обучения, когда студенты самостоятельно, но под координацией и руководством преподавателя осуществляют симуляционные действия по теме занятия, четко и громко проговаривая все свои действия, это помогает повысить качество знаний и осознать свои действия. На третьем этапе проходит совместное подведение итогов с анализом результатов работы каждого студента. Особое место на этом этапе отводится обсуждению нестандартных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в профессии.
Симуляционные занятия позволяют хорошо обучить студентов тактике оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе. Для этого они должны знать:
Уметь:
Использование симуляционного обучение позволяем повышать качество подготовки специалистов по специальности 34.02.01 «Сестринское дел».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леут Е. В. Использование симуляционных технологий для реализации программы подготовки специалистов среднего звена в медицинском колледже [Текст] / Е. В. Леут // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 179 – 182. — ISSN 2412-0529.
2. Муравьев К. А. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Фундаментальные исследования. – 2011. – №10 – 3. – С. 534 – 537.