Просмотр содержимого документа
«Статья «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»»
Выступление
«Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»
Малова Н.А.,
воспитатель ГБОУ Республики Марий Эл
«Звениговская санаторная школа-интернат»
Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности.
Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной и воспитательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в воспитании, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей и воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения воспитательного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.
Постановка задачи здоровьесбережения в воспитательном процессе нашего класса может рассматриваться в два этапа. На первом этапе воплощается фундаментальный принцип «Не навреди!». Первый этап с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов воспитательного процесса.
Второй этап включает программу формирования у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе, ежедневный объем которой должен составлять не менее 20% времени, отводимого на учебную и досуговую деятельность.
Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность. Прогулки обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.
Прогулки проводим оздоровительные, познавательные. Во время прогулки
проводим беседы на самые различные темы, интересующие ребят, выполнять различные практические задания, проводить подвижные игры.
Однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной. Она дается детям в непринужденной, занимательной беседе.
Общий стиль прогулки должен быть спокойным, доброжелательным, дружелюбным. Особое внимание обращаю на то, как дети общаются друг с другом.
Тематика, организация, формы прогулок планируются воспитателем.
В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.
Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И воспитатели, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому опираемся в своей работе на поддержку родителей. Особое место в работе с родителями занимают беседы («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле - здоровый дух»). Даются рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка.
Я искренне надеюсь, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных нам детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.