СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Актуальные проблемы речевой культуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья. Актуальные проблемы речевой культуры.»

Актуальные проблемы речевой культуры

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит». Из этого высказывания мы можем сделать вывод, что речевая культура очень важна. Так что же такое культура речи?

КУЛЬТУ́РА РЕ́ЧИ- это вла­де­ние нор­ма­ми ли­те­ра­тур­но­го язы­ка в его уст­ной и пись­мен­ной фор­ме, а так­же уме­ние ис­поль­зо­вать вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва язы­ка в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и со­дер­жа­ни­ем ре­чи. Также культурой речи является об­ласть язы­ко­зна­ния, за­ни­маю­щая­ся про­бле­ма­ми нор­ма­ли­за­ции ре­чи и раз­ра­ба­ты­ваю­щая ре­ко­мен­да­ции по ис­поль­зо­ва­нию язы­ка.

Центральным в культуре речи является понятие языковой нормы. Поэтому задачей культуры речи как лингвистической дисциплины является изучение объ­ек­тив­ных язы­ко­вых норм на всех уров­нях язы­ка и ко­ди­фи­ка­ция этих норм, т. е. за­кре­п­ле­ние их в сло­варях и спра­воч­ни­ках.

Вопрос о нормативности возникает тогда, когда есть выбор из двух или более вариантов, каждый из которых достаточно часто используется в речи носителей языка. Но правильным чаще всего считается только один из вариантов. Например, мы слышим достаточно часто, что произносят слово «обеспечЕние» с ошибкой – правильно «обеспЕчение». Правильный вариант только один. Достаточно частым в речи является неправильное использование паронимов (надеть- одеть). Иногда допустимы и два варианта произношения слов. Например, творОг и твОрог.

Литерная норма не может быть неизменной. То, что было ошибкой в 19 веке, может стать нормой в 21веке.

Давайте попытаемся разобраться, в чем же проблема культуры речи. Почему люди допускают речевые ошибки? В широком понимании этой проблемы надо рассматривать национальную речевую культуру, речевую культуру социальных групп, сообществ, культуру отдельного человека (индивида). В современном мире вызывает волнение состояние современного языка, культура речи россиян. Эта проблема затрагивает все слои населения нашей страны. В первую очередь это касается подростков. Они употребляют ненормативную лексику, считая это нормой. Сейчас мы редко можем услышать такие слова, как «здравствуйте», «простите», «спасибо» и т.д. Забываем, что эти слова несут положительную энергию (здравствуйте-здравие желают; спасибо- спаси Бог). Молодые люди поддерживают все инновации в современном обществе. Появляется молодёжный сленг, который заметно снижает уровень грамотности.

К сожалению, в интернет- пространстве мы слышим лексику со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, много просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Блогеры не соблюдают культурно-речевые и этические нормы, в их речи присутствуют различные отклонения от орфоэпических норм. По мнению филологов, это обусловлено демократизацией, так блогеры пытаются быть ближе к своей аудитории.

Как же решить эту проблему? Как научить людей ответственно относиться к слову? Наверное, надо начинать все со школьной скамьи. Ведь русский язык для многих детей является родным. На нем думают и мечтают, поэтому необходимо предъявлять требования к чистоте русского языка. Не зря в российских школах (а с этого года и в школах ДНР и ЛНР) введены итоговое сочинение (11 класс) и итоговое собеседование (9 класс). Все больше учащихся ДНР выбирают ЕГЭ. В 9 классе все учащиеся сдают экзамен по русскому, который состоит из сжатого изложения и творческого задания(сочинения).

Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, которые допускают учащиеся и жители нашего региона.

Во- первых, употребляют слова в несвойственном ему значении. Примером может служить предложение: Если мы обратимся к произведениям Льва Николаевича Толстого, то найдем происки патриотизма. Вместо слова «происки» надо было использовать слово «примеры».

Во- вторых, люди не различают оттенки значения, вносимые в слово приставкой и суффиксом. Например, в предложении: Вряд ли можно это считать эффектным способом решения проблемы. Конечно, вместо слова «эффектным» необходимо употребить слово «эффективным», так как речь идет о способе решения.

Также многие не различают синонимичные слова. Например, в предложении: В конечном предложении автор подводит итоги. Правильно: «в последнем предложении».

В-третьих, употребляются слова в иной стилевой окраске: Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах. Ошибкой считается слово «зацикливаться» (относится слово к разговорному стилю).

Многие неуместно употребляют эмоционально окрашенные слова и фразеологизмы. Также ошибки происходят вследствие нарушения лексической сочетаемости. Предложение с речевой ошибкой: Книги важную роль занимают в жизни человека. А ведь правильно сказать «важную роль играют» или «занимают важное место».

В речи мы можем услышать употребление лишних слов. Это связано с незнанием лексического значения. Именно это произошло в предложении: В наше время прейскурант цен можно увидеть в любом кафе. Слово «прейскурант» и означает «справочник цен» (лишним является слово «цен»).

Благодаря новым технологиям, развитию общества в нашем лексиконе появляется много новых слов. Красивые слова русского языка заменяют другими, внутри которых нет никакого смысла. В настоящее время без знания русского языка невозможно общаться полноценно.

Высокий уровень речевой культуры - это и есть главная черта культурного и воспитанного человека, ведь главную роль в межличностных отношениях играет именно речевая культура человека.

Не зря Эзоп говорил, что язык может быть самым худшим и самым лучшим. Все зависит от того, что говоришь и как говоришь. Ведь неосторожное слово может поссорить, а добрые, умные, ясные мысли, переданные правильным языком, спасут мир от беды. Надо говорить грамотно, так как язык- душа и сердце народа. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».






Список используемой литературы

  1. Голуб И. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

  3. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.