СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Сила слова в работе воспитателя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для воспитателей  о воспитании словом.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Сила слова в работе воспитателя"»

Сила слова в работе воспитателя.


Школа, по-латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача педагога - дать возможность им развиться.


Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.


Главное в деятельности педагога — уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.

Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «педагога - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.


Современный воспитатель - это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя - это главные качества современного воспитателя.


Но все эти лучшие качества могут затеряться, если педагог не придает большое значение воздействию словом в своей профессиональной деятельности.


Воспитание словом – самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым взрослый человек должен умело прикасаться к сердцам своих воспитанников. Слово может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слезы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, потрясти человека. Есть слова хилые и уродливые. Есть слова немощные и бескровные, как тень засыхающего стебелька. Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звезды, указывающие человеку путь. Каждое родительское слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту. Множество семейных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, происходит от неумения взрослых говорить с детьми.

А.С.Макаренко писал, что есть два вида влияния воспитателя: непреднамеренное влияние его личности («чистое влияние») и преднамеренное («практическое влияние»), которое представляет собой все виды сознательного воздействия на ребенка. Непреднамеренное влияние определяется качествами личности самого воспитателя. Поэтому, если в личности воспитателя есть существенные недостатки, никакие рецепты не помогут. Тут речь идет о личном примере. Который должен быть образцом, достойным подражания. Личный пример в воспитании во многом определяет и успешность всех сознательных воздействий воспитателя – пример должен подкреплять его слова. А если воспитательная работа ведется по принципу «делайте то, что я вам говорю, но не делайте того, что я сам делаю», то ничего хорошего она не даст. И поведение детей, и воспитательная работа с ними должны строиться на основе единства слова и дела.


Слово воспитателя должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Строгое, неодобрительное возражение, осуждение вызывает у ребенка резкую реакцию. Некоторые дети могут внешне не выдать свои обиды, но их внутренняя реакция на раздражительный тон воспитателя может быть такой же резкой.

Доброе слово — это верно найденное умное слово, мягкое по форме и, когда надо, настойчивое. Таким словом можно добиться больше, чем криком, нудными нравоучения­ми, нескончаемыми назиданиями, ибо оно идет, как говорят, «от сердца к сердцу», привлекает своей человечностью, мерой и точностью воздействия.

Если ребенок пошалил или даже напроказил, набедокурил, нужно осудить его поступок, можно даже сказать об этом резко, но нельзя скоропалительно обобщать и пере­носить характеристику на всего человека: «Вот ты всегда так, ты — плохой!..» Это отбивает охоту исправляться, действовать иначе («Ведь я все равно плохой»), и ребенок опускает руки.

Истинное воздействие словом включает в себя и умение «играть». О чем идет речь?

Допустим, вы вообще очень добродушны и крепко любите своего ребенка, а сегодня вдобавок особенно в хорошем настроении; но дома вы узнаете, что сын нашалил. Если сделать выговор «от хорошего настроения», с улыбкой на лице, то лучше уж вовсе не выговаривать. А если все-таки надо сделать выговор, то пусть ваше благодушие останется внутри (притормозите его проявления), а внешне придется показать иное, заставить ребенка почувствовать вину: вы нахмуритесь, посерьезнеете, придадите лицу недовольное выражение и строгим тоном скажете, что сделал он плохо и пусть впредь будет осторожнее. Как видите, назначение такой «игры» — выразить то, что важно для воздействия на ребенка в данный момент.

Верное слово требует владения голосом, умения не шуметь по пустякам. Даже если речь идет о чем-то серьезном, вовсе не обязательно кричать, а можно что-то сказать почти шепотом, но так, чтоб было ясно: вы недовольны, расстроены, обозлены, наконец. Тут не грех поучиться у актеров: горе и недовольство выражаются более тихим тоном и замедленной речью, а радость — повышенным тоном и ускоренной речью. Выговор, если воспитатель «трещит» и тараторит, просто смешон и вместо раскаяния вызывает улыбку.

Очень важны не только тональность речи, но и интонации, создающие подтекст. Так, одно слово «здравствуй» может выражать самые разные отношения: «Здравствуй?» («Что скажешь?»), «Здравствуй!» («Как хорошо, что я тебя вижу!»), «Здравствуй…» («Ладно, посмотрим, как будешь вести себя…»), «Здравствуй» («Все ясно, вопросов нет».) и т. д. А. С. Макаренко говорил, что он умел сказать «здравствуй» с пятьюдесятью от­тенками; «да» и «нет» — с пятнадцатью-двадцатью оттенками. И когда научился этому, то уже не боялся, что кто-нибудь из детей не подойдет, не выполнит, не почувствует то, что хотел выразить воспитатель. Где этому учиться? На опыте, своем и других. В известной мере это доступно каждому — наблюдения и опыт, доброта и терпение помогают. И тогда верные педагогические действия соединяются с верным словом.

В любом конфликте между взрослыми и детьми самое опасное — нарушение духовных связей, взаимного понимания и доверия. Строгостью можно остановить ребенка, но вернуть доверие может только доброта. И здесь доброе слово — наш необходимейший, главный помощник.


Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.