СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иклюзивное образование в настоящее время занимает одно из приоритетных направлений в современной педагогике.

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»



Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель 1 кв.категории Шилова И.В.

МБДОУ № 27 «Журавушка» ЗМР РТ

В настоящее время в России активно реализуется проект – инклюзивное образование. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. К сожалению, все чаще в дошкольные учреждения приходят дети с ВОЗ, поэтому наблюдается переход к дошкольному инклюзивному и интегративному образованию.

Основываясь на положениях Конституции РФ и Закона «Об образовании РФ», где предусмотрены равные права для всех детей, при приеме в детсад общеразвивающего вида ребенка с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья не нарушают права детей, а, наоборот, реализуется право каждого ребёнка на образование.

Наш детский сад № 27 «Журавушка» города Зеленодольска республики Татарстан не является исключением. В нашем дошкольном образовательном учреждении действительно реализуется проект перехода к инклюзивному и интегративному образованию.

Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Моя группа, сейчас подготовительная группа детского сада, её посещают двое детишек с ОВЗ и дети из группы «Крылышки», это группа кратковременного пребывания в ДОУ, которые периодически посещают наши занятия. Более подробно хочу остановится на девочке с синдромом Дауна, это наша звёздочка, наша Ясминочка. Она пришла к нам в группу совсем ещё малышкой - в три годика, и с тех пор она постоянно посещает нашу группу. Когда она пришла к нам в группу, я с пониманием, адекватно встретила её, ведь мы – воспитатели, очень рады любому ребёнку. Ясмина – особенная «солнечная» девочка. Это лучик солнышка, всегда приветливая, ласковая, эмоциональная. Но как педагог, я не раз задумывалась: «Как воспримут её наши дети?», «Как организовать образовательный процесс, чтобы она усваивала материал и не мешала другим детям?»

На все мои вопросы ответило само время. Я наблюдала, как дети нашей группы общаются с ней в совместной деятельности, в играх и сделала вывод, что они воспринимают ее, не замечая недостатков, даже наоборот, всегда и во всем стараются помочь ей. Никогда, ни от кого из детей я не слышала упреков в ее адрес, что она не такая как все. Дети воспринимают ее, как маленькую девочку, которая что-то не может сделать сама и по воле случая, оказалась здесь, в этой группе, с этими детками, обладающими гораздо большими возможностями, чем она.

Детский коллектив – это своего рода «детектор фальши». Здесь никогда не потерпят предвзятое к ним отношение. Они- искренни, и требуют к себе такого же отношения. Ясмина относится ко всем с любовью, и дети платят ей тем же.

Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности диагноза «синдром Дауна», то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с этим диагнозом, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах. Это говорит о том, что эти дети обучаемы, а при оказании ранней помощи показывают значительные результаты в развитии.

Свою работу с Ясминой, как педагог, я организовывала в индивидуальных занятиях. На протяжении пяти лет, моей методической темой было «Развитие мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности». Начиная со второй младшей группы, мы с детками играли, рисовали, лепили. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью). Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Работа с Ясминочкой основывалась на том же, только чуть больше времени я уделяла ей в индивидуальной работе. Девочка очень любит собирать пазлы, настольные игры и мозаику. Она приглашает всех детей присоединиться к совместным играм. Не терпит одиночества, всегда в центре внимания деток нашей группы. Есть у Ясмины и постоянный друг, с которым она не расстается уже на протяжении долгого времени – Ярослав. Каждый день в детском саду они проводят не расставаясь.

Нельзя не сказать о семейном воспитании Ясмины. Это хорошая, дружная, крепкая семья. Где, кроме Ясмины, растут еще двое деток, бывшие выпускники нашего детского сада. Родители столько сил и средств вкладывают в девочку, что остается только восхищаться и приводить в пример всем родителям.

Благодаря нашим совместным усилиям, Ясмина, к концу шестого года жизни, практически не отличается от обычных детей: у нее полностью сформированы навыки самообслуживания, она очень охотно идет на контакт с человеком, который эмоционально положительно настроен к ней. Ясмина - один из главных участников всех наших мероприятий и праздников в детском саду. Танцы – это ее любимое занятие, как коллективные, так и парные (главный партнер по танцам, конечно же – Ярослав). Девочка начала разговаривать, сначала скромно, тихо, в-пол-голоса, а теперь ее уже даже не остановить.

Возможно, успехи такого ребенка покажутся для кого-то незначительными, но для нас это большой шаг вперед.

Наш детский сад – это большой дом, в котором дети, здоровые и те, у кого есть определенные проблемы в развитии, учатся понимать друг друга, быть ответственными за тех, кто рядом, учатся жить вместе.

Список литературы:

1. Битов А.Л. «Особый ребёнок: исследования и опыт помощи» проблемы интеграции и социализации, - М.Правда, 2012,С.254

2. Иванова А.Е. Инвалидность населения//интернет ресурс/ Web-Атлас.

3. Грозная Н. «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» (по материалам международной конференции)