СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стратегии работы по схеме "Обучение сообща"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления имеет богатый арсенал приемов и стратегий, которые авторы технологии называют "обучением сообща". В работе приводятся наиболее интересные из них с точки зрения использования в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Стратегии работы по схеме "Обучение сообща"»

Данилишина О. В., учитель

ГБОУ средняя общеобразовательная школа Красногвардейского района

Санкт-Петербурга


СТРАТЕГИИ РАБОТЫ ПО СХЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ СООБЩА»

«Обучение в сотрудниче­стве» или «обучение сообща» заключается в организации совместной работы обучающихся в парах или небольших группах над одной и той же про­блемой. В процессе совместной деятельности выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: решения принимаются в процессе общения в парах, небольших груп­пах, временных творческих коллективах. Эти решения школьники при­нимают как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

В детской среде, благодаря такой форме работы, формируется уважение к мнению каждого, умение слышать друг друга и другие коммуникативные навыки. При работе в группе правилами являются свобода мнения, фиксация любого предположения, произнесенного членом группы, право на ошибку, запрет на критику.

Технология развития критического мышления имеет бога­тый арсенал приемов и стратегий, которые авторы техноло­гии называют «обучение сообща». Наи­более интересными с точки зрения использования в начальной школе являются следующие из них:

Приём «Запрет»

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается произносить: «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«Ключевые слова»

На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, задача, сосед, учитель и так далее.

«Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Корзина идей»

Обучающиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Светофор»

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

«Плюс-минус-интересно»

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.
“+” “–” “?” В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Все у меня в руках»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Чтение. Суммирование в парах.

            Этот прием разработан Д. Дансеро и его коллегами в Техасском университете. Парное чтение особенно эффективно, когда изучаемый текст перегружен фактическим материалом.

            Методические преимущества данного приема:

-      Благодаря парной работе учащиеся удваивают свой интеллектуальный потенциал, и, в результате, лучше понимают текст, делятся друг с другом мнениями, суммируют информацию, таким образом, более глубоко понимают текст.

-      Урок построен как ролевая игра, что сосредотачивает внимание на содержании текста и поддерживает при чтении.

-      Этот прием требует от учащихся внимательного отношения к тексту и внимательного отношения друг к другу, учащиеся выслушивают друг друга и несут общую ответственность за обучение.

-      Благодаря тому, что над одной и той же частью текста работает несколько пар, во время презентации учащиеся выслушивают несколько трактовок одного и того же материала, что дает им возможность понять его содержание, многократно его повторить.

Распаковка приема "Чтение. Суммирование прочитанного в парах".

1.     Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста, но сейчас они будут работать над одним из отрывков.

2.     Участники разбиваются на пары, и каждая пара получает отрывок из текста (над одной частью текста работает несколько пар независимо друг от друга).

3.     Каждый отрывок разбит на две части: А и Б, учащиеся получают задание прочитать весь отрывок. Участник А пересказывает первую часть отрывка (его роль – докладчик), участник Б (респондент) задает вопросы, подготовленные к части А. Затем участники, меняясь ролями, работают над частью Б.

4.     Пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Для презентации используются различные методы (в основном графические). Пара, которая работала с таким же отрывком предлагает свою версию презентации.

5.     Результаты работы озвучиваются последовательно, идет презентация всего текста.


Список литературы:

1. http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

2. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ