Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»
Автор статьи:
Кайтукова О.О.,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»
Центрального района Санкт-Петербурга
Стратегии работы по схеме «ОБУЧЕНИЕ СООБЩА»
(из опыта работы учителя).
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технологии коллективного способа обучения «обучение сообща»
Обучение сообща – это приобретение учащимися знаний путем обучения в коллективе. Учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами, изучая одну и ту же тему, пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При работе сообща происходит взаимное обогащение учащихся в группе. Задача учителя – так организовать совместные действия, чтобы они вели к активизации учебно-познавательного процесса. Во время работы сообща устанавливается отношение участника к своим знаниям, действиям, и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.
Учащиеся должны понимать основные правила работы в группе. В детской среде, благодаря такой форме работы, формируется уважение к мнению каждого, умение слышать друг друга и другие коммуникативные навыки. При работе в группе правилами являются свобода мнения, фиксация любого предположения, произнесенного членом группы, право на ошибку, запрет на критику и т.д.
В задачи учителя, таким образом, входит определение и конкретизация целей работы, постановка конкретно‑содержательной проблемы, подбор содержания, организация работы в группе и выбор форм работы. Учитель не регулирует конкретные действия детей, а оказывает косвенную помощь, наблюдение и вмешательство учителя в работы группы может быть обосновано лишь при возникновении проблем.
Мы познакомимся с возможными приемами "обучения сообща": работа в парах (чтение, суммирование), работа в группах постоянного состава (прием сводная таблица), работа в "сменных" группах.
Чтение. Суммирование в парах.
Этот прием разработан Д. Дансеро и его коллегами в Техасском христианском университете. Парное чтение особенно эффективно, когда изучаемый текст перегружен фактическим материалом.
Методические преимущества данного приема:
- Благодаря парной работе учащиеся удваивают свой интеллектуальный потенциал, и, в результате, лучше понимают текст, делятся друг с другом мнениями, суммируют информацию, таким образом, более глубоко понимают текст.
- Урок построен как ролевая игра, что сосредотачивает внимание на содержании текста и поддерживает при чтении.
- Этот прием требует от учащихся внимательного отношения к тексту и внимательного отношения друг к другу, учащиеся выслушивают друг друга и несут общую ответственность за обучение.
- Благодаря тому, что над одной и той же частью текста работает несколько пар, во время презентации учащиеся выслушивают несколько трактовок одного и того же материала, что дает им возможность понять его содержание, многократно его повторить.
Распаковка приема "Чтение. Суммирование прочитанного в парах".
1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста, но сейчас они будут работать над одним из отрывков.
2. Участники разбиваются на пары и каждая пара получает отрывок из текста (над одной частью текста работает несколько пар независимо друг от друга).
3. Каждый отрывок разбит на две части: А и Б, учащиеся получают задание прочитать весь отрывок. Участник А пересказывает первую часть отрывка (его роль – докладчик), участник Б (респондент) задает вопросы, подготовленные к части А. Затем участники, меняясь ролями, работают над частью Б.
4. Пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Для презентации используются различные методы (в основном графические). Пара, которая работала с таким же отрывком предлагает свою версию презентации.
5. Результаты работы озвучиваются последовательно, идет презентация всего текста.
Литература
http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ