Практическое занятие
Тема: Структурные компоненты личности
Вопросы для обсуждения:
Ценности (ценностные ориентации) личности: сущность, виды (общечеловеческие, терминальные и инструментальные), взаимосвязь с поведением.
Мировоззрение личности: сущность, виды, взаимосвязь с поведением
Мотивация личности: сущность, виды, взаимосвязь с поведением
Установки, убеждения личности и их влияние на поведение.
Направленность личности: сущность, структура, виды (направленность на себя, на других, на отношения, на дело)
1.Ценности (ценностные ориентации) личности: сущность, виды (общечеловеческие, терминальные и инструментальные), взаимосвязь с поведением:
Ценности - некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценности рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» процесса социального познания.
Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, это — социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.
В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе — либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу. Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности.
Понятие «ценностная ориентация» используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения. Личностные ценности рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности .
Ценностные ориентации (ЦО) - система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность.
Виды ценностей:
Общечеловеческие: К общечеловеческим ценностям относятся:
Саморегуляция.Независимое мышление и действие – выбор, созидание, исследование.
Стимулирование.Волнение, новизна и вызов в жизни.
Гедонизм.Удовольствие или моральное удовлетворение себя.
Достижение.Личный успех через демонстрацию компетентности в соответствии с социальными нормами.
Сила.Социальный статус и престиж, контроль или доминирование над людьми и ресурсами.
Безопасность.Гармония и стабильность общества, отношений и себя.
Соответствие.Сдержанность действий, склонностей и побуждений, которые могут нанести вред другим и нарушить социальные ожидания или нормы.
Традиции.Уважение, приверженность и принятие обычаев и идей, которые даёт культура или религия человека.
Доброжелательность.Сохранение и улучшение благосостояния тех, с кем человек находится в личном контакте (и группе).
Универсальность.Понимание, признание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.
Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.
Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.
Терминальные ценности - практически то же самое, что ценности-цели.
Индивидуальность поведения обусловлена тем, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Если наблюдать за людьми, действующими в одинаковых условиях, мы увидим различия в их действиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе. Вероятно, должны существовать специфические свойства, определяющие индивидуальные различия в их желаниях, влечениях, стремлениях, намерениях, мотивах или в чем-то еще. Мысль о личностной детерминации действия приходит на ум и когда разбираются различные параметры действия:
Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия). Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами.
Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях, (стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.
Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени). Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства)
Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:
- Ценностные ориентации выражают отношения человека к жизни и ее целям, к средствам удовлетворения этих целей, к ценностям человека, его жизненной культуре и жизненной философии.
- Система ценностных ориентаций начинает формироваться в детстве под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении человека будет играть система его ценностей наряду с полученным воспитанием.
- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда соотносятся с его системой ценностей. И в то же время содержание поведения человека будет контролироваться ценностными ориентациями личности.
- Ценностные ориентации зачастую определяют поведенческие установки личности и жизненные сценарии, так как в процессе развития человек более избирательно воспринимает ценности, транслируемые обществом, выбирая наиболее соответствующие направленности его личности.
Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.
2.Мировоззрение личности: сущность, виды, взаимосвязь с поведением:
Мировоззрение, его сущность и виды.
Мировоззрение –Это система взглядов людей на мир и место в нём человека.
Основные элементы мировоззрения:знания, убеждение, идеалы, ценности, нормы, вера, установки.
Мировоззрение –это единство: мироощущения, мировосприятия, миропонимания, мирооценки, миросозерцания.
Мировоззрение может быть присуще: отдельным людям, социальным группам и классам, исторически конкретному обществу.
Выделяют два уровня мировоззрения:обыденный (житейский) и теоретический.
Основными видами (типами, формами) мировоззрения являются мифология, религия, искусство, наука, философия.
Виды мировоззрения:мифология, религия, искусство, наука, философия.
Мифология –первый вид мировоззрения, для которого характерно художественно образное представление о происхождении мира и богов, о предках людей и легендарных героях и их деятельности.
Религия –это система (включающая веру, культ, этос, организацию), которая обеспечивает человека решением проблем, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия (рождение, смерть, добро, зло и др.) и основанная чаще всего на идее Бога, сверхъестественного.
Искусство –художественного мировоззрение, которое представляет собой освоение мира и его преображение на основе категорий прекрасного, возвышенного, трагичного (а также комического, ужасного и др.).
Наука –система рациональных знаний о законах природы, общества и мышления.
Важнейшим видом мировоззрения является также философия.
Философия –поиск высших смыслов и ценностей, система общих взглядов на мир и место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
Специфика философии(в отличие от других форм мировоззрения):
- философия даёт предельное общее знание о мире;
- философия – знание о сущем и должном;
- философия – это познание окружающего мира, а, кроме того – познание самого себя (рефлексия) и того как человек познаёт мир и самого себя;
- философия всегда окрашена личным опытом философа;
- философия плюралистична;
- философские вопросы являются вечными;
- в философии присутствует ценностный компонент.
Сущность мировоззрения.В структуре личности, в системе ее ведущих побудительных сил большое место занимают потребности, интересы, стремления, идеалы, убеждения. Последним в духовном строе личности принадлежит особая роль. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью.
Убеждения – структурный элемент более широкого понятия – мировоззрения.
Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов. Это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Определяя отношения человека к миру, к людям, к самому себе, они реально управляют его поведением и деятельностью. Убеждения – это знания, которые побуждают, это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.
Виды мировоззрения. У каждого человека имеются собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящему. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское.
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных явлений. Научное мировоззрение является объективно верным.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии опираются не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.
В понятие мировоззрения входят следующие типы (каждый человек, имея определенный тип мировоззрения, ведет себя в различных ситуациях совершенно по-разному):
1. Обыденное, возникающее в процессе набирания человеком опыта в каждодневной деятельности. Житейский взгляд на мир не основывается на его религиозных или научных взглядах. Он формируется и развивается стихийно и опирается только на собственный опыт. В этом заключается сильная сторона обыденного мировоззрения. Но то, что оно не учитывает жизненного опыта других людей, не признает религиозный взглядов и культурных ценностей, делает его уязвимым.
2. Религиозное, основанное на идеях, содержащихся в Коране, Библии, Евангелии, Талмуде и других источниках мировой религиозной культуры. В связи с тем, что в этих учениях содержится определенный взгляд на происхождение мира, которое направлено на духовное и нравственное воспитание, базирующееся на спасении души, религиозное миросозерцание также имеет слабые и сильные стороны. Человек, являющийся поклонником какой-либо религии, ориентирован на решение проблем, обязательное достижение своей цели, потому что уверен, что Бог ему в этом помогает. И в этом преимущество религиозных взглядов. А слабость этого мировоззрения заключается в противостоянии с другими жизненными позициями, непримиримая борьба с научными достижениями. Хотя надо сказать, что современные теологи все чаще обращаются к верующим со словами о том, что новое мышление должно более корректно и терпимо относиться ко всему, что есть и происходит на свете. Все, по их мнению, происходит по велению Божьему и технические достижения, в этом смысле, не являются исключением.
3. Научное, опирающееся на научно доказанные факты. Научное мировоззрение всецело основывается на достижениях современных дисциплин и проникнуто методом научного исследования и познания. Этот взгляд на Вселенную и место человека в ней отражает явления и объекты так, как они существуют в реальности, без заблуждений, лжи и вымыслов. Научное мировоззрение базируется на достигнутом уровне знания во всех науках.
Мировая картина у человека с научным мировоззрением включает в себя картину, которая фактически и беспрекословно доказано. Но и это понятие мировоззрения не идеально. Его сильная сторона заключается в обоснованности взглядов научными достижениями, социальной и производственной практикой многих предыдущих поколений. Однако такой человек считает себя всемогущим и наносит огромный ущерб окружению. И в этом слабость научного мировоззрения.
4. Мифология как форма мировоззрения - это древнего человека объяснить явления мира. В мифах человек пытается разобраться в окружении и одновременно дает ему нравственную оценку. В них содержатся самые первые сведения о происхождении всего земного из космического хаоса. Не лишена мифология как форма мировоззрения и биографических сведений, а также моментов, рассказывающих о героических событиях в жизни различных народов. Мифы и сейчас воздействуют на умы людей, до конца не понимающих всех сложностей природных и социальных явлений.
Таким образом, мировоззрение считается комплексной формой сознания, объединяющей различные стороны человеческого опыта. В нем осуществляется накопление опыта понимания основы жизни. Новые поколения при этом, приобщаясь к духовному наследию предков, современников, что-то сохраняют, а от чего-то решительно отказываются.
Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи.
3.Мотивация личности: сущность, виды, взаимосвязь с поведением:
Мотивы и мотивация обеспечивают побуждение к деятельности. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивация- система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.); характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении.
Мотивация– совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Мотивация– это внутренние причины, побуждающие к деятельности.
Стимуляция(стимулы) – это внешние причины, побуждающие к деятельности.
Виды мотивов
1. Потребность– состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).
Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
2. Мотив— это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив – это опредмеченная потребность.
3. Цель– непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.
4. Интерес– особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.
5. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.
6. Желания и намерения— это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Параметры оценки мотивационной сферы человека:
1. Широта – качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
2. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.
3. Иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я разберу на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза:
групповые:
познавательные:
Эффективное трудовое поведение предполагает, что человек добросовестно исполняет свои непосредственные обязанности и готов в интересах коллектива выходить за их пределы, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, готовность к сотрудничеству и помощи, наконец, что он удовлетворен своим трудом.
Для активного трудового поведения необходимы мотивы, внутренние устремления, ценности, определяющие направленность активности человека и ее формы.
Существует тесная связь между побуждением человека к деятельности и его потребностно-мотивационной сферой. Биологические и социальные потребности суть объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его воспроизводства, функционирования и развития.
Когда потребность приобретает конкретное содержание (другими словами, «опредмечивается»), активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на которые направлена деятельность, привлекается термин «мотив». Благодаря связи с потребностью мотив выполняет функцию побуждения человека к активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их достижения.
Таким образом, мотивы – это внутренние устремления, составляющие основу трудового поведения. Мотивация являются ключом к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.
4.Установки, убеждения личности и их влияние на поведение:
Установки —это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции.
Установки влияют на поведение, если:
-установка личности была достаточно сильной и ясной
--установка находится в поле сознания человека.
-знания об объекте этого аттитюда
- способ формирования установки
-когда другие влияния уменьшены;
Функции аттитюда:
1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.
убеждения и установки – устойчивые модели поведения и вполне их осознаем. Они определяют наши поступки. Привычная рутина засасывает и не всегда понятно почему буксуем, когда хотим что-то достичь.
Это скрытые убеждения и установки, которые мы не осознаем, управляют нашим поведением, некая подводная часть айсберга, скрытая в подсознании. Сознательно мы хотим что-то, но скрытое негативное убеждение мешает.
Например: "Хочу много денег", но есть скрытые убеждения, негативные установки:
Большие деньги можно нажить только нечестным трудом, в ущерб кого-то.
Чтобы разбогатеть, нужно сильно экономить.
Большие деньги – тяжёлый, неинтересный труд.
Не способен зарабатывать, не заслуживаю больших денег.
5.Направленность личности: сущность, структура, виды (направленность на себя, на других, на отношения, на дело):
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.
Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.
Специалисты выделяют несколько ключевых видов направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека:
Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, все, что его интересует – осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других.
Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегает прямого решения проблем, уступает давлению группы, отказывается от высказывания идей и не стремится руководить.
Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживает группу, легко излагает свои мысли, может руководить, если того требует решение задачи.
Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания. Такая направленность может соответствовать потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи.
Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу (из таких людей получаются прекрасные бизнесмены) и т.д.
Существуют и дополнительные аспекты направленности:
1)Уровень значимости общественных ценностей для личности.
2)Целеустремлённость личности, которая зависит от разнообразия потребностей личности, круга интересов и т.д.
3)Цельность личности, которая зависит от степени устойчивости отношений, а также последовательности и принципиальности.
Такие особенности дополнительно характеризуют общую направленность личности и придают определенные черты характеру.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние оказывают свойства личности, которые проявляются в следующих формах:
Влечение – наиболее примитивная, биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определённому. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, проясняет цели будущего действия и построение плана этого действия.
Стремление – желание, подкреплённое волей, определённое побуждение к деятельности.
Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Различают: 1) непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта; 2) опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.
В динамике интерес порождает склонность. Интерес – это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность – активное созерцание, стремление связать свою деятельность или свою жизнь с этим объектом. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель; то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой перспективе.
Мировоззрение – модель (картина) мира. Целостное мировоззрение позволяет рассматривать мир как сложную систему причинно-следственных связей и позволяет человеку планировать свою деятельность.
Убеждение – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию и деятельность.