Сценарий праздника «День птиц» в начальной школе.
МКОУ Новлянская ООШ
Спиридонова М. А.,
учитель начальных классов
Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, о значении в жизни человека и в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: плакаты и рисунки на тему: «Птицы - наши друзья!», картинки с изображением перелётных птиц, детские рисунки, слайды презентации.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Ученик: Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, педагоги, все участники нашего мероприятия! Поздравляем вас с праздником, Днем птиц! День Птиц празднуется уже более 100 лет?
Под этим названием может подразумеваться несколько различных праздников и международных дней, которые напрямую связаны с птицами. В их числе наиболее известными «птичьими» датами являются Международный День птиц – 1 апреля, День птиц 4 мая, Национальный день птиц в США – 5 января, Международный день перелётных птиц - вторая суббота мая. Национальный день птиц в Великобритании – 22 января.
Давайте и мы отдадим дань уважения птицам. Птиц на земле очень много- около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.
Одни птицы селятся в дуплах. Другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов. Но всех птиц объединяет одно: птицы приносят огромную пользу.
Мир птиц разнообразен!
(Звучит песня “У дороги чибис”).
- Мы – друзья пернатых. Прошла холодная и голодная зима. Ребята помогали птицам зимовать. А теперь птицы отблагодарят людей своими песнями, спасут деревья и кустарники от прожорливых насекомых и их личинок. В нашем селе живут уважаемые люди, которые очень заботятся о птицах, отдают частичку своего сердца в голодное для них время: подкармливают, наблюдают, фотографируют. Это В. Н. Веселова, Е. И. Лебедева. В газете «Авангард» публикуются их фотографии.
- Возвращаются с юга перелётные птицы (дети называют)
Грачи «Увидел грача-весну встречай!», скворцы «Летят скворцы – весны гонцы», жаворонки, журавли, кукушки, соловьи, зарянки (малиновки), иволги, ласточки, стрижи, чайки, дрозды, чибисы, мухоловки, камышовки и т. д.
-Давайте подслушаем разговор иволги и кукушки
Иволга и Кукушка.
- Слушай, Иволга, о какой это зиме местные пичужки щебечут?
Будто бы зима бывает, белый снег землю покроет, морозы затрещат?
- Э-э, Кукушка, болтовня всё пустая.
Сколько на свете живу – никакой зимы и снега не видела.
На родину прилечу – лето, в Африку вернусь – лето. На всей земле лето!
Ведущий: Представим уважаемое жюри… В нашем празднике сегодня участвуют четыре команды.
Приветствуем команд-участников: СКВОРЦЫ, СИНИЦЫ, СОЛОВЬИ, сойки
Учитель: Капитаны команд представьтесь, пожалуйста. Представление капитанов команд.
Конкурс 1. «Разминка» (на знание имен птиц)
1. Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)
2. Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)
3. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
4. Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)
5. Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)
6. Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)
7. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)
8.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)
9. Любимое лакомство синиц? (Несолёное сало)
10.Любимое лакомство аистов? (Лягушки)
11. Какую птицу называют лесной газетой ( сорока)
12.Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)
Конкурс 2 «Разгадай кроссворд»
Конкурс № 3. Конкурс пословиц. (на знание пословиц о птицах)
Ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать. 1,5 минуты
* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)
* У каждой птицы … (своя песня)
* Цыплят по осени … (считают)
* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)
* Всякий кулик свое … (болото хвалит)
* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)
Конкурс № 4 "Сороки - тараторки" (конкурс со зрителями на знание скороговорок)
Ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по одному участнику от каждой команды.
Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.
* Дятел дуб долбил да не додолбил.
* У перепела да перепелки пять перепелят.
* Три сороки – тараторки тараторили на горке.
* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Конкурс № 5 КОНКУРС («Веришь – не веришь») «ДА_НЕТ» (на знание фактов из жизни птиц).
* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)
* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)
* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)
* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)
* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да. Это птица чомга, или поганка)
* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)
* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)
* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)
* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)
Конкурс № 6 «Птичьи разговоры»
«Кто как голос подаёт?»
Команды получают карточки:
Воробей чирикает
Синица тенькает
Ворона каркает
Сорока стрекочет
Голубь воркует
Соловей щёлкает
Кукушка кукует
Ласточка щебечет
(Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы).
Игра «Прилетели птицы»
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, то нужно хлопать в ладоши. Но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно топать.
Начинаем.
-Прилетели птицы: голуби, синицы, сойки и стрижи… (дети хлопают)
-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… (дети топают)
-Прилетели птицы: соловьи, куницы… (дети топают)
-Прилетели птицы: поползни, синицы, чайки, мухоловки, дятлы и стрижи (дети хлопают)
-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки… (дети топают)
-Молодцы, ни разу не ошиблись!
Конкурс 7. «Загадки»
Каждая команда выбирает по 2 загадки (карточки)
Конкурс № 8 «Почтовый ящик».
Ведущий : Ребята, на наш адрес пришли письма . Угадайте, кто их написал. Ведущий читает письмо – описание для каждой команды. Конверт выбирает команда.
« У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
Ответ: синица.
«Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, - белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Кто же я?
Ответ: воробей.
«Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
Ответ: поползень.
«Какой я нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Весь я получается пёстрый. Летают за мной много пернатых нахлебников. Кто же я?»
Ответ: дятел
Подведение итогов.
А сейчас жюри объявит итоги конкурсов. Все участники получат памятные медали.
Учитель:
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
6