Сценария занятия для воспитанников детского сада «Они зимуют рядом с нами»
Автор: Шпилевская Е.В., учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»
Цели мероприятия:
Расширить кругозор малышей, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране. Задачи: * Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц; * Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран. Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;
Морозы жестокие в этом году. Тревожно за яблоньку в нашем саду Тревожно за Жучку в ее конуре Такой же морозище, как на дворе Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц Ведь очень уж холодно в воздухе им Поможем ли мы беззащитным таким? ДЕТИ Поможем! Их надо кормить и тогда Им будет легко пережить холода!
Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
А что говорят сами птицы о трудных временах . Давайте послушаем их рассказ.
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
В
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
роли птиц учащиеся школы.
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей. Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Что за птицы смелые, выносливые зимы не боятся и остаются зимовать у нас? Я буду загадывать вам загадки , а вы отгадывайте.
Спиной зеленовата, Брюшком желтовата. Чёрненькая шапочка И полоска шарфика Кто стучится к нам в окно Лютою зимою? Любит сало и пшено С грудкой золотою Эту птичку зовут – Синичка. | Птичка-невеличка Ножки имеет А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? Воробей. |
Красногрудый чернокрылый Любит зернышки клевать С первым снегом на рябине Он появится опять Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... Снегири. | Пусть я серенькая птичка У меня друзья привычка Как начнутся холода Прямо с Севера сюда Хохолок мне путь укажет Эту зимнюю гостью зовут Свиристель. |
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! Этого лесного санитара зовут Дятел. | С синицами люблю летать я, Хотя они мне и не братья. Вниз по стволу спускаюсь лаской, Глаза мои – под черной маской. Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу. Этого древолаза зовут Поползень. |
Жить без дела не люблю я, В пятом я встаю часу: То сажаю кедры клювом, То дубы в густом лесу. Синих крылышек красу Разглядеть нельзя в лесу, По сучкам порхает бойко С резким хриплым криком ... Сойка. | Щебетаньем звонким, нежным Кто-то песенку завел, Он и с яркою одеждой, Но не щеголь, На репье он очень ловко Треплет цепкие головки, Сыплет семечки на пол Птичка бойкая … Щегол. |
Солнце греет слабо (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
| В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда (прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся) 'Заметает все кругом Белоснежным серебром (Имитируют движения руками) |
Физкультминутка.
Птицы человеку большие друзья. Какую помощь могут принести птицы?
( примерные ответы детей: уничтожают насекомых вредителей, расселяют семена и плоды растений, украшают природу своими голосами и т.д.)
Птицы играют в природе и жизни человека огромную роль.
Поэтому мы должны им помогать. А как помочь пернатым друзьям? (ответы детей)
К вам сегодня пришел еще один гость. Давайте его послушаем.
Ученик: Я - повелитель птиц. Захочу, и птицы сами ко мне прилетят. Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. На вид она очень проста. Простая фанерка с простыми бортиками. Надо только сделать её и повесить на дерево. Насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. И на неё сразу прилетят птицы.
Насыпьте в кормушку семян подсолнечника и к вам прилетят синицы, поползни, снегири. Для воробьев и овсянок любимая еда – пшено и просо. Если у вас есть ягоды рябины или калины их с удовольствием съедят снегири и свиристели. Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Сало и мясо обычно подвешивают на ниточках. И конечно посетители кормушек с удовольствием будут есть крошки белого хлеба.
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна - нужна, Горсть зерна и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело! | А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Что б без песен не пришлось Нам встречать весну. |
А теперь я предлагаю отправиться на прогулку и развесить кормушки, которые мы с учениками сделали. А вам мы даем наказ: каждый день засыпайте корм в кормушки для пернатых друзей. И когда наступит весна, птицы будут радовать вас своими голосами.