III. Изучение нового материала | Определение темы урока Самостоятельная работа с таблицей. Самостоятельная работа с текстом, учебника Работа с рисунком учебника стр. 116 Алгоритм для I группы. (слабые ученики) 1. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? 2.На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). 3.Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха? Алгоритм для II группы. (сильная) 1. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха? 2.На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море). 3.Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха? Самостоятельная работа с учебником стр 117-118 и рис. 74 Самостоятельная работа с учебником п.3 абз. 1, 3, форзацем учебника. Выполняют задание учителя (2 ученика надувают шарики разного размера и выпускают из них воздух.) Знакомство со шкалой Бофорта Физкультминутка Работа с рис. 75 учебника Самостоятельная работа с дневниками наблюдения по группам и построением розы ветров. Обсуждение в группах о положительной и отрицательной роли ветра в природе и жизни человека. Слушают сообщение ученика Работа по переносному значению упоминаний о ветре | 1.Учитель предлагает отгадать загадки Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он – то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это.. 2.Озвучивание темы и цели урока. С ветром мы встречаемся в повседневной жизни, имеем личный опыт. 3.Поясняет задание. Поясняет задание: про- читать текст и ответить на вопрос о причине возникновения ветра и сформулировать определение «ветер». Поясняет задание нарисуйте схему дневного и ночного бриза, данные температуры и давления использовать со схемы дневного бриза проверяет правильность выполнения. Поясняет задание: прочитать текст, рассмотреть рис.74 и ответить на вопросы 1.Что такое муссон? 2.Где образуются муссоны? 3.На каком рисунке изображён летний муссон? Какое будет лето? 4. На каком рисунке изображён зимний муссон? Какая будет зима? Учитель задаёт вопрос: Какими характеристиками обладает ветер? (направление, скорость, сила) Пояснение задания: прочитать текст и найти ответ на вопрос 1.Как определяется направление ветра? 2.Как можно определить направление ветра? 3.В каких единицах измеряется сила ветра, скорость ветра? Задаёт вопрос» От чего зависит сила ветра? Показывает шкалу Бофорта. «Флюгер» . Музыкальное сопровождение. Я называю стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток). Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта. Когда я говорю «штиль», вы приседаете, а когда я говорю «ураган», встаете. Организует знакомство с методикой построения Розы ветров Поясняет задание: посчитайте, сколько дней дули ветры и каких направлений. Поясняет задание. Зачитывает переносные значения ветра -держать нос по ветру -ищи ветра в поле -бросать слова на веете -в голове ветер гуляет -ехать с ветерком | Слушают загадки и отвечают отгадку. Записывают тему урока в тетрадь Заполняют 1 и 2 столбики таблицы, формируют образовательную цель урока Читают текст, отвечают на вопрос, записывают логическую цепочку возникновения ветра и дают определения понятию «ветер». Работают с рисун- ком и отвечают на вопросы, рисуют схему дневного и ночного бриза в тетради Читают текст, работают со словарём, отвечают на вопросы, используя рисунок 74 Читают текст находят ответы на вопрос Знакомятся со строением и принципом работы флюгера, анемометра. Знакомятся со шкалой Бофорта и прослушивают сообщение ученика о Бофорте. Выполняют упражнение. По рисунку выполняют задание на стр. 119 учебника. Выполняют задание и говорят учителю данные. Обсуждают и приводят примеры положительного и отрицательного значения ветра. Ученик делает сообщение какие названия ветрам дают люди ветрам в своих местностях. Объясняют смысл высказываний | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная. Иальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная | Познавательные: Общеучебные – осуществляют структурирование знаний, дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск информации (в тексте, по рисункам, словарям, дневникам наблюдений) Логические - устанавливают причинно-следственные связи. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения; умеют работать в парах, группах; контролируют действия партнёра, строят понятные для партнёра высказывания. | Записи в тетради Письменная работа в тетради, устные ответы Беседа по вопросам Беседа по вопросам Устные ответы Устные ответы Письменная работа в тетради, Устные ответы Устные ответы |